Стороны концессионного соглашения

Содержание

Концессионные соглашения и соглашения о ГЧП: основные характеристики

Стороны концессионного соглашения

Несмотря на то что государственно-частное партнёрство (далее – ​ГЧП) сейчас очень популярно и этот институт активно развивается, на практике ГЧП часто путают с иными формами взаимодействия государства и инвестора (т.н. формами государственно-частного взаимодействия)[593]. Связано это, прежде всего, с неправильным пониманием того, что такое ГЧП.

На федеральном уровне предусмотрены следующие формы ГЧП:

  • концессионное соглашение согласно закону № 115-ФЗ[594]
  • соглашение о государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве (далее – ​СГЧП) согласно закону № 224-ФЗ[595]

Концессионные соглашения и СГЧП – ​это гражданско-правовые договоры, заключаемые между публично-правовым образованием (РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием) и частной стороной на длительный срок.

Предмет таких соглашений – ​создание, строительство и (или) реконструкция[596] частной стороной объекта соглашения (объекта инфраструктуры, например, автомобильной дороги, транспортного объекта, объекта здравоохранения, образования, спорта), получение частной стороной прав на объект, а также эксплуатация и техническое обслуживание стороной (определяемой в зависимости от формы ГЧП и распределения обязанностей сторон) данного объекта в течение срока, установленного соглашением.

В качестве объекта соглашения по общему правилу выступает недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением.

Есть одно исключение, когда возможно заключение соглашений в отношении только движимого имущества.

Объектами таких соглашений могут быть объекты ИТ – программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (в том числе государственные) и (или) сайты в сети «Интернет» или других сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо совокупность указанных объектов, либо объекты ИТ и технические средства обеспечения функционирования объектов ИТ. Исчерпывающий перечень возможных объектов соглашения определён, соответственно, в ст. 4 закона № 115-ФЗ и ст. 7 закона № 224-ФЗ (подробнее см. раздел 4.3).

Заключение концессионных соглашений и СГЧП по общему правилу осуществляется[597]:

  • путём проведения торгов в форме конкурса (инициатор – РФ, субъект РФ и (или) муниципальное образование в лице уполномоченных органов);
  • в рамках процедуры частной инициативы (инициатор – ​частное лицо).

В рамках частной инициативы частная сторона подаёт предложение, включающее в себя среди прочих документов проект соглашения.

Указанное предложение после его согласования с публичной стороной размещается на сайте торгов для приёма заявок от иных интересантов.

В случае отсутствия иных заинтересованных в проекте лиц соглашение заключается с инициатором без проведения конкурса. В случае поступления заявок от третьих лиц проводится конкурс по общим правилам.

Необходимые для реализации проекта земельные участки передаются частной стороне отдельно, во исполнение заключённых концессионных соглашений, СГЧП. Как правило, речь идёт о договоре аренды, заключаемом без торгов (пп. 23 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

По общему правилу финансирование соглашений осуществляется частным лицом; инвестиции окупаются за счёт поступлений от  использования объекта соглашения (например, оказания медицинской помощи, оказания гостиничных услуг).

Однако и законом № 115‑ФЗ, и законом № 224-ФЗ предусмотрена возможность финансового участия публичной стороны в расходах частной стороны на инвестиционной и эксплуатационной стадиях реализации проекта и (или) возмещения недополученных доходов частной стороны.

Концессионные соглашения (в силу того, что закон № 115-ФЗ был принят в 2005 году) имеют длительную практику реализации[598], сложившуюся судебную практику по многим спорным вопросам. Наибольшее количество концессионных проектов осуществляется на муниципальном уровне, а наибольший объём инвестиций вложен в рамках проектов регионального уровня[599].

Закон № 224-ФЗ вступил в силу с 1 января 2016 года, практика заключения и реализации СГЧП в настоящее время минимальна.

До появления указанного закона в большинстве субъектов России, во многих муниципальных образованиях были приняты собственные законы (акты) о ГЧП, регулирующие порядок заключения инвестиционных соглашений[600]. Согласно п. 2 ст.

 47 закона № 224-ФЗ положения этих региональных и муниципальных актов применяются в отношении только тех соглашений, которые были заключены до вступления в силу закона № 224-ФЗ.

Наиболее известные проекты, реализуемые по региональному законодательству о ГЧП, – ​это создание и эксплуатация автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»[601], создание, реконструкция и эксплуатация объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково[602], создание и эксплуатация образовательных объектов в Пушкинском районе Санкт-Петербурга[603].

В связи с устоявшейся практикой применения концессионные соглашения в настоящее время выступают наиболее предсказуемым инструментом для долгосрочных инвестиций.

Тем не менее СГЧП также являются перспективной формой взаимодействия государства и бизнеса в связи с отдельными преимуществами перед концессионными соглашениями – ​например, по СГЧП объект соглашения по общему правилу находится в собственности частной стороны, в то время как по концессионному соглашению объект поступает в публичную собственность.

Таблица 27. Основные различия между концессионным соглашением и СГЧП

Одним из возможных и наиболее перспективных направлений использования концессий и СГЧП, помимо реализации крупных, как правило, транспортных проектов, является создание социальной и дорожной инфраструктуры при КОТ.

Следует отметить, что отсутствие у частного лица в договоре о КОТ обязательства по созданию социальных объектов позволяет решить одну из основных проблем – ​удорожание стоимости жилья в связи с дополнительными расходами на строительство.

Ключевыми характеристиками концессионных соглашений и СГЧП являются:

  • возможность разделить отдельные риски, которые традиционно лежат на частной стороне, с публичной стороной – ​например, риск невыдачи разрешений, согласований государственными органами, риск негативного изменения законодательства, риск неполучения выручки;
  • возможность заключения соглашений без проведения торгов на условиях, предложенных частной стороной (в рамках процедуры частной инициативы);
  • законодательно установленная возможность заключения прямого соглашения между пуб­личной стороной, частной стороной и финансирующей организацией, регулирующего взаимодействие сторон при реализации концессионного соглашения, СГЧП, при его изменении и прекращении;
  • долгосрочный характер соглашений – ​традиционно соглашения заключаются на несколько десятилетий;
  • достаточно длительная процедура предварительной проработки документов, необходимых для реализации проектов, юридического, финансового и технического характера;
  • заключённое соглашение, включающее финансовые обязательства государства, порождает возникновение расходных обязательств – ​это одна из гарантий того, что средства будут выделены из бюджета[604].

Источник: https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zastroyshchika/glava-4-1/

Концессионное соглашение — что это такое простыми словами

Стороны концессионного соглашения

Концессионное соглашение – это взаимовыгодная форма партнерства между государством и частным сектором.

Благодаря ей государство получает возможность снять с себя часть нагрузки, а частные лица (организации и ИП) – получить прибыль и реализовать определенные проекты.

  • Концессия простыми словами
  • Что такое концессионное соглашение (договор)
  • Концедент и концессионер кто это
  • Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества
  • Образец предложения о заключении соглашения

Концессия простыми словами

Само слово происходит от латинского «concessio» — разрешение или уступка.

Простыми словами, это вид договора, регулируемый Гражданским Кодексом, по которому инвестор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) получает возможность использовать государственное имущество и получать с него доход.

Взамен он обязуется либо создать его (например, проложить дорогу), либо реконструировать бесплатно или за определенную плату со стороны государства.

: в России первое концессионное соглашение было заключено только в 2016 году между муниципалитетом Наро-Фоминска и ООО «Наро-Фоминская платная дорога» о строительстве новой трассы с мостом и путепроводом.

Доход от концессии для инвесторов может заключаться в:

  1. Разовых или регулярных выплатах от государства: полное возмещение затрат или частичное погашение (например, капитальный или эксплуатационный гранты).
  2. Процентах от выручки, полученной от эксплуатации.
  3. Наценке на цену продаваемого товара.

В качестве передаваемого ресурса могут выступать:

  1. Природные ресурсы.
  2. Государственные предприятия и недвижимость, которые имеют социальное значение, но не могут быть приватизированы: аэродромы, железнодорожные станции, ЖКХ, общественный транспорт, объекты здравоохранения, культуры и образования.
  3. Оборудование и техника.
  4. Права на использование фирменного названия или обозначения, охраняемой информации, товарных и других знаков.

Что такое концессионное соглашение (договор)

Это документ, регулирующий все вопросы о передаче имущества. Он заключается на определенный срок, на который новый владелец получает право пользоваться и владеть имуществом.

Договор обычно касается строительства нового имущества (например, возведения здания) или реконструкции имеющегося.

В последнем случае речь может идти о:

  1. Переоборудовании всего комплекса по новым технологиям, капитальном ремонте.
  2. Замене устаревшей или износившейся техники на новую.
  3. Автоматизации производства.
  4. Изменение самого функционала или технических свойств переданного имущества: например, вместо вырубки леса на определенном участке владелец будет добывать лекарственные травы, если это покажется ему более выгодным.
  5. Любые другие мероприятия, направленные на улучшение характеристик объекта.

Документ регулируется Федеральным Законом №115, в котором говорится о:

  1. Основных положениях: сторонах, передаваемых вещах, условиях и т.д.
  2. Гарантиях прав сторон.
  3. Заключении договора: порядке проведения конкурса среди юридических лиц и порядке подписания соглашения.
  4. Особенностях регулирования возникших отношений среди определенных объектов. К последним относятся объекты теплоснабжения, системы подачи горячей и холодной воды, водоотводы и их отдельные части.

Это важно: объекты исключительных прав не могут быть переданы частным лицам.

Соглашение заключается после проведения конкурса среди претендентов. Оно должно быть составлено на взаимовыгодных условиях: они заранее обсуждаются и прописываются в тексте. В зависимости от конкретных ситуаций условия могут быть разными.

Концедент и концессионер кто это

Оба понятия относятся к сторонам сделки.

Концедент – это тот, кто передает права на собственность: государство, муниципалитет или любая местная власть, обладающая правами на данный объект.

Концессионер – это юридическое лицо, которому передают права. Это может быть организация, ИП или несколько (более двух) коммерческих компаний, между которыми заключен договор простого товарищества.

Стоит отметить: в качестве концессионера может привлекаться и российское, и иностранное лицо.

Если в процессе эксплуатации объекта обязанности юрлица были переданы другой фирме, переход прав происходит в соответствии с требованиями, указанными в решении о заключении.

Концессионер не может передавать свои права на объект в качестве залога. А вот их переход к другому лицу из-за задолженности возможен, но только при согласии концедента.

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества

Муниципальное имущество – это имущество, которым владеет муниципалитет (местный орган управления).

Сюда входят любые МУП (муниципальные унитарные предприятия):

  1. Жилые постройки, если он не были приватизированы.
  2. Нежилые сооружения различного назначения: больницы, школы, дворцы культур, музеи, и т.д.
  3. Объекты ЖКХ: водоснабжение, электросети, канализация и т.д.
  4. Объекты культурного и исторического значения, парки, ландшафты, детские площадки.
  5. Дороги и полезные ископаемые.

При пользовании имуществом недопустимо изменение его статуса (приватизировать объект или зарегистрировать в Росреестре нового владельца), а также оставлять его в качестве залога, сдавать в аренду или выставлять на торги.

При заключении концессионного договора необходимо помнить о том, что любые повреждения объекта или его гибель возмещается концессионером, если в договоре не указано иное.

Обратите внимание: концессионер может застраховать объект, но тоже за свой счет.

Также в договоре необходимо указать:

  1. Объем производства, если такое имеется.
  2. Объем инвестиций.
  3. Правила установления или изменения цен на продукцию, если объект что-то производит или указывает услуги. Временный владелец не имеет права без какой-либо весомой причины повысить стоимость товара, так как это негативно отразится на дальнейшей деятельности объекта, когда тот вернется в руки муниципалитета.

Образец предложения о заключении соглашения

Его Вы можете скачать здесь, но в каждом случае соглашение составляется индивидуально, поскольку обе стороны должны прийти к соглашению.

В договоре обязательно должно быть указаны:

  1. Все обязательства концессионера: характеристики будущего объекта, что должно быть реконструировано, в какие сроки и т.д.
  2. Если передается земля, отмечают все правила, на основании которых будет вестись деятельность на них.
  3. Описание объекта и его состав: если дело касается недвижимости, то его точный адрес и характеристики, если машин – то номера и другие отличительные нюансы. Это необходимо для исключения мошенничества. Тут же указывают экономические характеристики.
  4. Цели и задачи пользования объектом: восстановление, разработка рудников и т.д. Этот пункт не позволит концессионеру использовать объект в своих целях и причинить ему вред.
  5. Период действия бумаги и срок эксплуатации самого объекта. Это разные даты: договор может действовать дольше, чем длится сама эксплуатация.
  6. Любые другие важные нюансы: например, возможность страхования объекта, при каких условиях возможно расторжение и т.д.

Замечание специалиста: основные пункты договора прописываются в образце до проведения конкурса. Это позволяет претендентам ознакомиться с условиями и решить, стоит ли принимать участие. Эти пункты могут быть скорректированы после окончания конкурса только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством. Остальные меняются при достижении согласия между сторонами.

Концессионное соглашение заключается в передаче определенного объекта от государства юридическим лицам и его дальнейшей модернизации или эксплуатации.

Это позволяет повысить заинтересованность юрлиц в инвестициях в муниципальную собственность и принести им определенный доход.

Предлагаем вашему вниманию видео, в котором специалист разъясняет актуальное положение дел с концессионными соглашениями в России:

Источник: https://1001sovetnik.ru/biznes/kontsessionnoe-soglashenie.html

Концессионное соглашение

Стороны концессионного соглашения

Концессионное соглашение — соглашение, по которому частный инвестор (Концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит государству (Концеденту), осуществлять деятельность с использованием этого имущества, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру права владения и пользования этим имуществом.

Концессионное соглашение позволяет привлекать частные инвестиции в объекты, принадлежащие государству, не прибегая к их приватизации.

Суть концессионного соглашения в том, что концессионер (частный инвестор) создает или реконструирует имущество концедента (государства).

При этом, концессионер получает на определенный соглашением срок права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления оговоренной деятельности.

Концессионные соглашения — это одна из форм Государственно-частного партнерства.

Концессионные соглашения регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”.

Концессионное соглашение — это соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ).

Объекты концессионного соглашения

Объектами концессионного соглашения могут быть (ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ):

1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река – море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

9) гидротехнические сооружения;

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

 11) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан;

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

13) объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;

14) объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;

15) здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений;

16) объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации.

Стороны концессионного соглашения

Стороны концессионного соглашения регулируются ст. 5 федерального закона 115-ФЗ.

Концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом “О Государственной компании “Российские автомобильные дороги” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Плата по концессионному соглашению (Концессионная плата)

Концессионная плата регулируется ст. 7 федерального закона 115-ФЗ.

Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации).

Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

2) установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Концессионным соглашением может предусматриваться сочетание указанныхформ концессионной платы.

Пример

Концессионные соглашения заключались при строительстве “Скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.

Так, Распоряжение Правительства России от 14 мая 2013 г. № 775-р предписывало заключить концессионные соглашения и определяло их основные условия.

Налогообложение концессионных соглашений

Особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при осуществлении операций в соответствии с концессионным соглашением регулируется статьей 174.1. НК РФ.

Налог на прибыль

Доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации не облагаются налогом на прибыль организаций (пп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата) признается прочим расходом по налогу на прибыль (пп. 10.1. п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Имущество полученное по концессионному соглашению может быть объектом налогообложения (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера (ст. 378.1. НК РФ).

Рубрики:

Бюджетная сфера

Советуем прочитать

Государственно-частное партнерство, Муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

29.10.2020

Источник: https://taxslov.ru/law/law178.htm

Прямое соглашение с кредиторами концессионера: Что такое, зачем нужно, и в чем проблема?

Стороны концессионного соглашения

Прямое соглашение в международной и российской практике реализации концессионных проектов и проектов ГЧП рассматривается как инструмент защиты интересов Кредиторов по проекту, как необходимое предварительное условие для получения доступа к заемному финансированию.

В российской практике прямые соглашения можно встретить в тех концессионных проектах, которые реализуются на принципах проектного финансирования.

Закон о концессионных соглашениях не содержит термина “прямое соглашение”, но в ч. 4 ст.

5 предусматривает, что если Концессионер привлекает средства Кредиторов, права Концессионера по концессионному соглашению (КС) могут использоваться в качестве способа обеспечения исполнения обязательств Концессионера перед Кредиторами в порядке и на условиях, которые определяются КС.

В этом случае между Концедентом, Концессионером и Кредиторами заключается соглашение, которым определяются права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Концессионером своих обязательств перед Концедентом и Кредиторами).

Следует отметить, что Закон о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации (Закон о ГЧП) в ст.

3 содержит следующее определение прямого соглашения: Это гражданско-правовой договор, заключенный между публичным партнером, частным партнером и финансирующим лицом или финансирующими лицами в целях регулирования условий и порядка их взаимодействия в течение срока реализации соглашения, а также при изменении и прекращении соглашения.

На картинке ниже схематично представлены основные договорные связи по концессионному проекту:

Примечание: Субъект РФ является третьей самостоятельной стороной по концессионным соглашениям, заключаемым в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, если у концедента – муниципального образования нет полномочий в сфере тарифного регулирования.

У Концессионера могут быть разные кредиторы с точки зрения действующего законодательства, в том числе законодательства о банкротстве, но «прямое соглашение» заключается только с теми Кредиторами, с которыми Концессионер заключил соглашение, предусматривающее залог прав по концессионному соглашению качестве обеспечения исполнения обязательств Концессионера перед Кредиторами.

2. Зачем нужны прямые соглашения?

Заключение прямого соглашения позволяет достичь как минимум две цели:

Первая – закрепить права Кредиторов на “вступление” (step-in) в проект (то есть замену Концессионера), когда над есть угроза досрочного расторжения концессионного соглашения из-за существенного нарушения Концессионером своих обязательств. “Вступление” в проект осуществляется путем замены Концессионера, но об этом чуть ниже.

Вторая цель состоит в предоставлении Кредиторам права получить ту часть компенсации, выплачиваемой в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, которая должна быть направлена Концессионером на покрытие своей задолженности перед такими Кредиторами напрямую от Концедента, минуя Концессионера.

При досрочном расторжении концессионного соглашения существует риск, что в отношении концессионера будет возбуждена процедура банкротства. В этом случае денежные средства, причитающиеся Кредиторам, попадут в общую конкурсную массу и будут подлежать распределению среди всех кредиторов (в широком смысле этого слова).

Но даже если Концессионер погашает задолженность перед Кредиторами до начала банкротства,  например из суммы компенсации, выплаченной Концедентом, то это может быть впоследствии оспорено другими кредиторами в суде как нарушающее их права, так что Кредитору придется вернуть полученные денежные средства в конкурсную массу.

Чтобы избежать этого риска, на практике в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, в прямом соглашении обязанность погасить долг перед Кредиторами возлагается Концессионером на Концедента, который выступает в качестве третьего лица по смыслу ст. 313 ГК РФ (Исполнение обязательства третьим лицом). Таким образом, размер компенсации, выплачиваемой непосредственно Концессионеру, пропорционально уменьшается на сумму, выплаченную напрямую Кредиторам.

Проблема в том, что пока данное решение пока не нашло своего подтверждения в судебной практике, а недавно появилось судебное решение, которое может перечеркнуть надежды Кредиторов, связанные с использованием прямых соглашений для защиты своих интересов по концессионным проектам, но об этом чуть ниже .

3. Замена концессионера по требованию Кредиторов

Вступление в проект Кредиторов (step-in), является с точки зрения мировой практики одним из важнейших средств защиты интересов Кредиторов. Положительным результатом вступления Кредиторов в проект является сохранение концессионного соглашения в силе и, как следствие, продолжение обслуживания новым Концессионером своей задолженности перед Кредиторами в полном объеме.

В Законе о концессионных соглашениях предусмотрена возможность замены Концессионера по решению Концедента в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Концессионером своих обязательств перед Кредитором, с которыми заключено Прямое соглашение (часть 4 ст. 5 ФЗ-115):

1)     Без конкурса (часть 4 ст. 5 ФЗ-115) (если предусмотрено концессионным соглашением или прямым соглашением) при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение Концессионером обязательств повлекло за собой:

▪             нарушение существенных условий концессионного соглашения; и (или)

▪             причинен вред жизни или здоровью людей; либо

▪             имеется угроза причинения такого вреда.

2)     По результатам проведения конкурса в целях замены концессионера (часть 5 ст. 5 ФЗ-115).

Таким образом, если возникает угроза досрочного расторжения концессионного соглашения из-за  действий Концессионера,  или если Концессионер нарушает обязательства по соглашениям о финансировании, и возникает риск невозврата Кредиторам займов и кредитов, то у Кредиторов есть возможность потребовать замены «плохого» Концессионера на «хорошего», и таким образом сохранить соглашение и все обязательства Концессионера перед Кредиторами в силе.

В чем проблема?

Пока не было случаев, когда условия прямого соглашения и их применимость и действительность проверялись бы правоприменительной практикой.

Поэтому так интересно решение 14 ААС от 5 декабря 2017 года по делу № А44-3434/2012: В рассматриваемом деле «прямого соглашения» не было, поскольку не использовалось проектное финансирование, и поэтому не было кредиторов, которые бы были заинтересованы в сохранении контроля за проектом.

В отношении концессионера было введено конкурсное производство, и его права по концессионному соглашению были включены в конкурсную массу, а затем «проданы» на торгах сторонней компании.

Соответственно концедент в этом деле полностью потерял контроль над проектом и вынужден теперь взаимодействовать с новым концессионером, которого он не выбирал в рамках каких-то конкурсных процедур.

А теперь представьте на секунду, что данное концессионное соглашение предполагало бы применение проектного финансирования, и обеспечением прав Кредиторов выступали бы права Концессионера по концессионному соглашению.

В этом случае при первых признаках неудовлетворительного положения Концессионера, Кредиторы потребовали бы его замены, концессионное и прямое соглашения были бы перезаключены на другое лицо, подконтрольное Кредиторам.

Оставшийся без проекта (и без поступлений от этого проекта) прежний Концессионер (и его собственники) должен был бы как-то взаимодействовать с другими кредиторами, чья надежда на возврат долгов была бы связана исключительно с субсидиарной ответственностью собственников и директора, поскольку Концессионер, скорее всего не обладает какими-либо активами, его главным активом были права по концессионному соглашению, и теперь этого актива у него нет.

С точки зрения мировой практики на этом история заканчивается – Концедент, новый Концессионер и Кредиторы красиво уходят в закат, продолжают проект и получают предусмотренные КС выгоды. А прежний «плохой» Концессионер и его собственники остаются на пепелище разбираться с теми кредиторами, с которыми прямое соглашение не заключалось

Именно такая картинка крутится в голове у тех представителей экспертного сообщества и банков, которые разделяют общепринятое в мировой практике понимание института “прямое соглашение с кредиторами”, и распространяют это понимание на нашу российскую реальность.

Однако, подход, который был продемонстрирован в рассматриваемом деле, говорит о том, что российским банкам, активно продвигающим использование «прямых соглашений» в качестве инструмента защиты своих интересов, есть о чем волноваться:

Суд решил, что «в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) (…) центральным нормативным правовым актом является Закон о банкротстве и при проведении процедуры банкротства названный закон имеет преимущество перед иными законодательными актами».

Если продолжить логику судебного решения, то нормы Закона о банкротстве будут иметь преимущество и при оспаривании решений, принятых на основании условий прямого соглашения (по выплате компенсации в случае расторжения соглашения напрямую кредиторам концессионера, и (или) о замене концессионера), поскольку такие решения могут нарушать права других кредиторов.

Получается, что в настоящее время у Кредиторов по прямому соглашению с точки зрения законодательства о банкротстве нет никаких преимуществ по сравнению с обычными кредиторами, что создает серьезный риск для рынка концессионных проектов, потому что в этом случае у финансирующих организаций не останется никаких эффективных механизмов защиты своих прав

ГЧП Пчёлка в Телеграм: https://t.me/p3_bee_channel

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7d42178139ba29ed8d2999/priamoe-soglashenie-s-kreditorami-koncessionera-chto-takoe-zachem-nujno-i-v-chem-problema-5a7d465348c85e51b765620c

Концессионное соглашение — это договор по передаче имущества во владение

Стороны концессионного соглашения

Концессионное соглашение (от латинского слова concessio «разрешение, уступка») — это один из видов государственно-частного партнерства.

По договору концессии существующее или будущее имущество, как правило, недвижимое, передается концедентом во владение и пользование концессионеру.

Он, в свою очередь, обязуется это имущество реконструировать или создать, нести все риски утраты или повреждения объекта концессии и уплатить — разово или частями — вознаграждение за пользование им.

Концессионные соглашения применяются для повышения эффективности управления государственной собственностью, за счет привлечения инвестиций частных компаний. При этом государство снимает с себя финансовую нагрузку по реализации проекта и оставляет за собой функцию контроля за стратегически важными объектами.

В Российской федерации порядок проведения конкурса, заключения и расторжения концессионного договора, основные его условия, а также права и обязанности концедента и концессионера регулируются федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Особенности концессионного соглашения

Договор концессии оформляется только после проведения конкурса, условия, оговоренные в конкурсном предложении, могут изменяться в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным в законодательстве.

Стороной, передающей имущество (концедентом), всегда является государственный орган: правительство, органы местного самоуправления муниципальных образований и т. д. Концессионером может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

По договору концессии можно передавать в пользование следующее государственное имущество: автомобильные дороги, коммунальную инфраструктуру, часть аэропорта, речного и морского порта, с соответствующей инфраструктурой, имущество железнодорожного транспорта, объекты по производству и транспортировке тепловой и электрической энергии, трубопроводного и общественного транспорта, муниципальной собственности, образования, культуры, медицинского назначения и т. д.

При передаче недвижимости по договору концессии может передаваться и движимое имущество, если они составляют единую технологическую цепочку.

Самыми распространенными примерами концессионных сделок являются сделки по переходу прав на недра, с целью добычи полезных ископаемых.

Имущество, в отношении которого заключается соглашение, не может быть передано в залог и на него не накладываются другие виды обременений, не предусмотренные в договоре концессии.

Вознаграждение уплачивается собственнику имущества единовременно или частями, например, как процент от выручки за произведенную продукцию или оказанные услуги. Доход от осуществления деятельности на переданном имуществе может получать как концессионер, так и концедент (в этом случае инвестору выдаются в качестве оплаты государственные субсидии).

Виды концессионных соглашений

  1. ВОТ — концессионер строит (реновирует, реконструирует) объект договора, осуществляет его использование, а по окончании договора передает обратно концеденту.

  2. ВТО — строится объект договора, который затем передается в собственность государству, а оно, в свою очередь, передает это имущество обратно во владение возводившей его компании.

  3. ВОО — концессионер использует построенный объект договора и управляет им на праве собственности, при этом соглашение бессрочно и не предусматривает возврата имущества обратно концеденту.

  4. ВООТ — в отличие от предыдущего вида соглашения, объект по окончании договора передается в собственность государства.
  5. ВВО — продажа в собственность части государственного имущества, с условием его реконструкции и использования по определенному договором назначению.

Порядок проведения конкурса на заключение концессионного соглашения

Конкурс может быть открытым и закрытым. Закрытый конкурс объявляется, только если объект имеет стратегическое значение для обороноспособности страны. Решение о заключении соглашения в порядке закрытого конкурса может принимать только Правительство Р. Ф. по поручению Президента Р. Ф.

Закрытый конкурс проводится путем направления концедентом предложений об участии в нем определенному кругу лиц. При проведении открытого конкурса на заключение концессионного договора его условия и образцы необходимых документов размещаются в Интернете на специальных ресурсах, а также в официальных изданиях.

Решение о проведении открытого конкурса на заключение соглашения могут принимать следующие концеденты:

Правительство РФ — в отношении объекта соглашения, находящегося в собственности страны;

орган государственной власти субъекта РФ — в отношении имущества, принадлежащего субъекту;

органы местного самоуправления — в отношении объекта договора, принадлежащего муниципальному образованию.

Концедент устанавливает сроки проведения конкурса и принятия заявок и предложений от заинтересованных лиц, обеспечивает свободный доступ участников конкурса на объект соглашения, разрабатывает условия проведения конкурса.

Конкурсная комиссия проводит предварительный отбор заявок на участие в конкурсе, рассматривает их соответствие условиям конкурса, полноту представленных документов, а также проверяет не находится ли заявитель в стадии банкротства. После предварительного рассмотрения отбираются заявки, которые допускаются до участия в конкурсе. Таким заявителям направляется предложение о внесении задатка и предоставлении конкурсного предложения.

Комиссия рассматривает поступившие от заявителей конкурсные предложения на соответствие условиям объявленного конкурса. На рассмотрении могут присутствовать участники конкурса и их представители.

Каждому предложению присваивается определенное количество баллов, за соответствие каждому из установленных критериев отбора.

Победителем становиться участник, конкурсное предложение которого набрало максимальное количество баллов.

Юридическому лицу, выигравшему конкурс, направляется предложение о заключении договора концессии направляется победителю.

Условия, обязательные для включения в концессионное соглашение

  • Объем обязательств концессионера по созданию, модернизации, реконструкции и использованию передаваемого имущества.
  • Сроки действия соглашения.
  • Полное описание объекта договора, с указанием его технических и экономических характеристик.

  • цели, в которых может использоваться передаваемое имущество, в том числе оговаривается и возможность передачи имущества для использования третьей стороне.

    При этом концессионер несет полную ответственность за действия третьих лиц при эксплуатации такого имущества.

В концессионных договорах, заключаемых с муниципальными образованиями, могут также оговариваться цены и тарифы, надбавки на производимую продукцию, оказанные услуги, максимально возможный объем производства и иные не противоречащие законодательству условия.

Расторжение концессионного соглашения

Как и любой другой вид договора, концессионное соглашение может быть расторгнуто по окончании срока действия, по соглашению сторон и через суд.

При этом имущество, бывшее предметом договора концессии, может быть как возвращено государству, так и остаться у управляющего им юридического лица. Возврат предмета договора (если это оговорено в его условиях) оформляется простым актом приемки-передачи.

Причины, по которым концессия может быть расторгнута в судебном порядке:

  • нарушение концессионером сроков или его отказ от реконструкции и создания имущества;
  • использование переданного имущества не по целевому назначению, нарушение установленных договором условий его использования;
  • прекращение или приостановление деятельности;
  • невыполнение иных обязательных условий концессионного соглашения.

Советуем к прочтению:
Актив и пассив баланса
Банкротство — причины и признаки
Лизинг

Источник: https://pravovik.guru/dokumenty/kontsessionnoe-soglashenie-chto-eto-takoe-poryadok-zaklyucheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.