Стимулирующий фонд оплаты труда

Закон о стимулирующих выплатах в рамках новой системы оплаты труда педагогических работников

Стимулирующий фонд оплаты труда

Найм Труда > Выплаты работникам > Закон о стимулирующих выплатах педагогическим работникам: оценочный лист, условия получения

В 2008 году в системе образования произошли изменения, утвержденные Госдумой. Вопрос касается рекомендованных обновлений в сфере оплаты труда. Специальная комиссия рассмотрела порядок регулирования трудовых и социальных отношений. О том, как будет осуществляться реализация закона о стимулирующих выплатах педагогическим работникам, говорится в статье.

Законодательное обоснование

Законодательное регулирование выплат педагогам

Зарплата учителей регулируется на уровне Трудового Кодекса РФ (ст. 129) и ФЗ № 583 2008 г. Оплата труда педагогов по Единой тарифной сетке (ЕТС), которой пользовались долгое время, оказалась неэффективной. Основным элементом тарифной сетки был показатель (разряд), определяющий сложность исполняемой работы и степень профессиональной подготовки (квалификация).

При такой системе отсутствует стимуляция на плодотворность и совершенствование качества работы. Назрела необходимость реформирования системы оплаты за работу педагогических кадров.

Правительство Российской Федерации издало постановление в 2016 году о подготовке нового регламента. В новом документе отмечена невозможность снижения зарплаты сотрудников дошкольных учреждений, школ и госуниверситетов. В 2018 г. по сравнению с уровнем оплаты труда педагогов в 2017 г. снижения не предусматривается.

При расчете оплаты труда работников педагогической сферы будет учитываться новый показатель. Доход учителей будет основываться на среднемесячном заработке наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей.

Запланированные надбавки к заработку представляют собой выплаты, которые носят поощрительный, побуждающий характер, работодатель производит доплату самостоятельно, размер ее определяется исходя из фонда оплаты труда (ФОТ).

Стимулирование в форме доплат регулируется ТК РФ, Постановлением Правительства № 583, Приказом Министерством здравоохранения и социального развития № 818, Письмом Министерства образования и Приказом Министерства труда.

Размер суммы, меру оценки и баллы разрабатывают на местном уровне руководители учебных учреждений.

Какие выплаты запланированы

Новая система оплаты труда (НСОТ) для учреждений образования финансируется из бюджета. Бюджетное финансирование означает систему предоставления денежных средств образовательным учреждениям на проведение обучающих мероприятий, которые предусмотрены бюджетом. Деятельность строится на принципах:

  1. Фонд заработной платы (ФОТ) соотносится с количеством обслуживаемых учеников (финансирование планируется на каждого ученика).
  2. Учебное заведение самостоятельно формирует педагогический штат в соответствии с объемом выделенных денежных средств.
  3. Ресурс выплат заработка учителей состоит из базовой части (по тарифам и компенсациям) и стимулирующей (по успехам, результатам, условиям работы).

Действующий на территории РФ закон предусматривает поощрительные платежи на основе:

  • практической реализации школьных мероприятий или коллективных путешествий, экскурсий;
  • бдительного наблюдения за успеваемостью учеников;
  • итоговых проверочных работ, которые учащиеся пишут в конце четверти;
  • различных способов приобщения родителей учеников к организации, ведению мероприятий и активной школьной жизни;
  • привития интереса детей к учебным предметам через участие в олимпиадах;
  • повышение качества, модернизации учебных программ;
  • организации спортивных встреч;
  • дополнительных занятий с учениками из семей неблагополучного положения;
  • дополнительных образовательных действий с одаренными детьми;
  • осуществление интересных работ с целью повышения уровня успеваемости среди учащихся;
  • привлечение и обучение новых кадровых учителей;
  • постоянное самообразование, совершенствование квалификации.

Вышеозначенные критерии дают возможность педагогу рассчитывать на достойную поощрительную доплату.

Положение о стимулирующих выплатах

Положение о стимулировании утверждает директор школы

Основанием для материального стимулирования работников просвещения является законодательство о труде или коллективный договор с работодателем. Разработанное Положение об особых коэффициентах в целях стимулирования педагогов к повышению качества обучения представляет собой локальный нормативный документ школы, в котором изложены:

  • условия и порядок распределения доплат;
  • учет надбавок к зарплате с целью заинтересованности педагогов;
  • условия реализации первоочередных задач развития, модернизации образования в РФ.

Результаты педагогической работы оплачиваются из ФОТ, конкретнее, его стимулирующей части за индивидуальную результативную работу с учащимися, качество обучения по предметам, внеурочную деятельность, поощрение по итогам работы.

При выплатах в стимулирующую часть включаются обязанности учителя, ранее не регламентируемые (собеседование с родителями учащихся с документальным оформлением бесед, проверка работ учеников, руководство кабинетом и др.). Надбавки входят в зарплату в случаях, оговоренных в законодательстве, но не представляют базовую долю заработной платы школьных учителей.

Относительно размера оплаты руководителей учебного учреждения предусмотрен предел в размере, не превышающем среднюю сумму зарплаты сотрудников. В Положении отмечено, что каждому педагогическому работнику учебного учреждения дано право на получение доплат к окладу за профессиональную квалификацию, нововведения, инициативу.

Оценка трудовой деятельности педагогического коллектива согласно Положению производится экспертной группой в составе административного представителя, члена профессионального комитета и специалиста предметника (в составе может быть больше трех человек). Учителя подают на заседание Совета школы папку документов (портфолио) с результатами работы. На основании оценочной работы экспертной группы издается приказ директора школы.

Положение о стимулировании утверждает директор школы, документ согласовывается с управляющим органом, который осуществляет государственно-общественный характер руководства школой — советом школы и выборным профкомом.

Совет школы выполняет функции общественного контроля соблюдения порядка по установке, перечню и размерам стимулирующих надбавок. Педагог на протяжении учебного года ведет самоанализ своей практики сообразно тем критериям, которые утверждены в Положении. С помощью мониторинга результатов подтверждается качественная сторона педагогической деятельности.

Система поощрений побуждает к действию. Определить сумму мотивированной доплаты можно путем нахождения суммы баллов. Из СФОТ (стимулирующей части фонда) находится стоимость 1 балла, в итоге становится известна сумма поощрения, для каждого учителя она индивидуальна. Такие выплаты педагогу начисляются ежемесячно на протяжении всего года обучения.

Оценочный лист

Оценочный лист позволяет рассчитать зарплату учителя

Оценочный лист является документом, позволяющим рассчитать доплату учителю. Это самостоятельный анализ, самооценка педагогом своей работы. Для оценки рассматриваются различные показатели педагогического труда:

  • данные о переподготовке на курсах или заочном обучении и др.;
  • повышение квалификации в новом формате дистанционных КПК;
  • в какой мере используются Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • участие в подготовке классов к тестированию ГИА, ЕГЭ;
  • оценка качества знаний учащихся по результатам всевозможных контрольных работ, мониторингов (учитывается успеваемость учеников и качество работы);
  • исследуются достижения в учебе с учетом участия каждого ученика по разным учебным предметам в районных и республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских работах в школе и число победителей данных мероприятий;
  • анализируются результаты участия школьников в районных соревнованиях (количество призовых мест) и конкурсах (командная подготовка, персональная подготовка каждого участника);
  • рассматривается итог работы с каждым участником отдельно в игровых конкурсах для школьников 2–10 классов (условия, формат и результаты конкурса, статистические данные о тестировании, участие в интернет-проектах);
  • подготовка и участие в состязаниях (число победителей, призеров и дипломантов);
  • разбор и анализ каждого отдельного мероприятия, проведенного в рамках предметных внеклассных мероприятий;
  • оценивается качество работы по четвертным итогам успеваемости.

Оценивается и творческая деятельность педагога, его участие в общешкольных творческих мероприятиях. Отмечаются выступления учителя на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, расположение на сайте школы собственного опыта работы.

Указывается, как педагог участвовал в создании учебных пособий. В самоанализ входят действия претендента в сфере инновационных технологий, его влияние на создание социально значимых проектов.

Немаловажное значение имеет личное участие учителя в формировании благоприятного психологического климата в коллективе школьников, отсутствие жалоб на него и наличие поощрений со стороны административных органов (с приложением копий документов). В качестве обобщения указываются материалы, опубликованные в методической литературе, педагогических изданиях, презентации личного профессионального мастерства.

Важно! Благодаря заинтересованности педагогов в школьную программу внедряются новые методы донесения информации, восприятие ее учениками.

Работу с оценочным листом завершает экспертная комиссия. Подсчитывается общая сумма баллов. Указывается состав группы экспертов. Подписывается владельцем портфолио.

Условия получения надбавок

Принципы оценки достижений педагогов

В действующем ТК РФ и школьном уставе рассматривается вопрос о вознаграждении педагогов. В уставе прописываются все выплаты учителям. Чтобы установить стимулирующие надбавки за учебный период, разработаны оценочные критерии педагогической работы:

  • плата за рабочий стаж;
  • за профессионализм, уровень квалификации;
  • за успешность учебного дела;
  • надбавка за результативность, яркость деятельности;
  • премиальные доплаты и другие выплаты.

Надбавки доплачиваются к окладу. Средства из бюджета страны разделяются между педагогическим контингентом пропорционально деятельности и стажа. Это мера государственной поддержки приличного уровня зарплаты учителей, вознаграждение и стимулирование, мотивация активности, заинтересованности в активных обучающих действиях.

Источник: https://naimtruda.com/vyplaty/zakon-o-stimuliruyushhih-vyplatah-pedagogicheskim-rabotnikam.html

Какие стимулирующие выплаты полагаются воспитателям и как их получить? Почему многим воспитателям платят меньше, чем нужно?

Стимулирующий фонд оплаты труда

10.12.2020

Оплата труда воспитателей в детских садах невысока. Средний заработок педагога в государственном детском саду, согласно Росстату, варьируется от 20 464 до 86 230 руб. в зависимости от региона. Какую зарплату получают воспитатели в детском саду и из каких частей она складывается, мы рассмотрели в отдельной статье.

Существенную часть заработка педагога составляют стимулирующие выплаты. Рассмотрим, какими они бывают, как начисляются и что делать, если вам заплатили меньше, чем вы рассчитывали.

Какими бывают стимулирующие выплаты в ДОУ

Начисление зарплаты и стимулирующих воспитателям регулирует Трудовой кодекс РФ. Согласно ст. 129 ТК РФ, стимулирующими считаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты за добросовестное выполнение педагогом своих обязанностей, за творческий подход и качественную организацию мероприятий. Стимулирующие выплаты бывают трех видов.

Вид стимулирующей выплатыОснованиеПериодичность
Премияза определенное достижениеединовременно
за добросовестное выполнение трудовых обязанностейежемесячноежеквартально
Вознаграждениеза добросовестное выполнение трудовых обязанностейежегодно (13-я зарплата)ежемесячно
за выслугу летежемесячноежегодно
Надбавказа звания, награды, ученую степеньежемесячно
за достижения в работеежемесячно
за интенсивность и напряженностьежемесячно

Кто регулирует порядок стимулирующих выплат

Ст. 135 ТК РФ указывает, что условия начисления таких надбавок и их размер могут фиксироваться:

  • в коллективных соглашениях;
  • в коллективных договорах;
  • в локальных нормативных актах, учитывающих мнение представительного органа работников.

При этом необходимо соблюдать требования трудового законодательства. В рамках ДОУ выпускается положение об оплате труда или отдельное положение о распределении стимулирующей части ФОТ, где фиксируются все условия и порядок начисления, а также показатели, которые влияют на размер надбавок, премий и доплат.

За что и как начисляются стимулирующие выплаты

Для расчета применяется система баллов. Воспитатель заполняет оценочный лист или карту самооценки, выставляя определенное количество баллов по каждому из предлагаемых критериев. Количество и список критериев для оценки каждое ДОУ определяет самостоятельно. Обычно учитываются:

  • посещаемость в группе;
  • повышение уровня развития детей;
  • участие малышей в соревнованиях и конкурсах и их результаты;
  • помощь коллегам, особенно начинающим воспитателям;
  • благоустройство группы и территории детского сада;
  • работа с родителями малышей;
  • оформление документации;
  • непрерывный стаж;
  • самообразование педагога.

Критерии оценки должны быть максимально понятными и прозрачными. Администрация дошкольного учреждения обязана ознакомить с положением о начислении стимулирующих, а также с оценочным листом всех работников, чтобы они знали, на какие дополнительные выплаты воспитатели и другие сотрудники ДОУ могут рассчитывать и как их получить.

Результаты самооценки за каждый месяц рассматривает специально созданный орган самоуправления, который и принимает решение о назначении выплат. На основании этого решения заведующий детским садом издает приказ.

Как определяется размер выплаты для каждого сотрудника

Стимулирующие выплачиваются за счет премиального фонда ДОУ. Размер премиального фонда определяется самим учреждением, закон лишь рекомендует отдавать на него 30–40 % от фонда оплаты труда.

Премиальный фонд распределяется следующим образом:

60 % — на выплаты воспитателям и другим педагогам (музыкальным руководителям, психологам, логопедам и т. д.).

40 % — остальным работникам детского сада (поварам, уборщицам, сторожам,  медсестрам и т. д.).

Размер стимулирующей выплаты конкретного сотрудника определяется по следующей формуле.

Выплата премий — право, а не обязанность работодателя (ст. 191 ТК РФ). Поэтому они назначаются на усмотрение администрации образовательной организации.

Выплата стимулирующих может быть и правом, и обязанностью, в зависимости от формулировок локальных нормативных актов. Поэтому, если вы не получаете стимулирующих, сначала внимательно изучите коллективный договор, трудовой договор и положение об оплате труда вашего учреждения — именно они определяют, как начисляется зарплата воспитателям.

Если стимулирующая часть указана как составная часть заработной платы и  установлена каким-либо из указанных нормативных актов, то ее выплата обязательна. Если же оплата труда воспитателей в ДОУ ограничивается только должностным окладом, а начисление дополнительных выплат ставится в зависимость от решения руководителя, то выплачивать их он не обязан.

В случае спорных ситуаций обращайтесь в трудовую инспекцию в своем регионе.

Если вы считаете, что критерии начисления стимулирующих несправедливы и как-то ущемляют ваши права, вы можете начать коллективный спор с работодателем (эта процедура описана в главе 61 ТК РФ) и заставить его изменить нормативные акты.

Защитить свои права в суде можно, если положения об оплате труда или начислении стимулирующих ухудшают положение работника по сравнению с положениями Трудового кодекса или правами, закрепленными в коллективном договоре ДОУ.

Что делать, если вы получаете низкие баллы по карте самооценки

Если вы понимаете, что недополучаете стимулирующих потому, что вам не хватает баллов по карте самооценки, подумайте, как вы можете улучшить свои показатели. Например, пройдя курсы повышения квалификации, вы получите баллы за самообразование или увеличите результативность занятий с малышами.

В АНО «НИИДПО» есть разнообразные программы дистанционного* обучения воспитателей. Для прохождения курсов вам потребуется только компьютер с выходом в интернет. Отпрашиваться с работы или брать отпуск не нужно, учиться можно в любое удобное время.

Изучайте материалы, общайтесь с преподавателями, выполняйте практические задания, сдавайте зачеты и экзамены, изучайте новые методики и техники.

После успешной сдачи итогового тестирования вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца — его примут и в вашем детском саду, и при трудоустройстве, если вы захотите сменить место работы, и при прохождении аттестации.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Источник: https://niidpo.ru/news/901

Понятие стимулирующего фонда оплаты труда образовательного учреждения

Стимулирующий фонд оплаты труда

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Вновь обратимся к «Модельной методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»:

3. Распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения

3.1. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента и доведенном до образовательного учреждения, долю:

– на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; – на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам (ФОТоу).

3.2. Фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой

части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст):

ФОТоу = ФОТб + ФОТст.

Объём стимулирующей части определяется по формуле: ФОТст = ФОТоу х ш, где ш – стимулирующая доля ФОТоу. (Рекомендуемый диапазон ш от 20 до 40 % . Значение ш определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.)

3.3. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.

), педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы и др.

) и младшего обслуживающего (лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.) персонала образовательного учреждения и складывается из:

ФОТб = ФОТауп + ФОТпп + ФОТувп + ФОТмоп,

где: ФОТауп – доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;

ФОТпп – доля фонда оплаты труда для педагогических работников, осуществляющих учебный «процесс;

ФОТувп – доля фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;

ФОТмоп – доля фонда оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.

3.4. Руководитель образовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда:

– фонд оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), устанавливается в объёме не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;

– фонд оплаты труда для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала (ФОТуп) устанавливается в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

Объем фонда оплаты труда педагогического персонала определяется по формуле:

ФОТпп – ФОТоу х пп,

где пп – доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс в общем ФОТ. (Рекомендуемое оптимальное значение пп – 70 % . Значение или диапазон пп определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением.)

3.5. Оплата труда работников образовательных учреждений производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками.

Как правило, при введении новой системы оплаты труда в рамках штатного расписания в образовательном учреждении доли фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, и для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала сохраняются в объеме не менее фактического уровня за предыдущий учебный год.

Однако при сокращении фонда оплаты труда для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала будет соответственно увеличиваться фонд оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс. .

4.7. Специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс (ФОТс), включает в себя:

– выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом РФ либо нормативными актами субъекта РФ (рекомендуемая доля -16 % ФОТпп, определяется образовательным учреждением самостоятельно);

– повышающие коэффициенты (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения и за квалификационную категорию педагога) (рекомендуемая доля -15 % ФОТпп, определяется образовательным учреждением самостоятельно).

Данной модельной методикой не предусмотрен учет стажа педагогической работы и уровня образования педагога, так как в качестве основных критериев, влияющих на заработную плату, используются критерии, отражающие результаты работы педагога.

4.8. Повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в

зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения (К)

может определяться по четырем группам приоритетности предмета на основании

следующих критериев:

– участие предмета в итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ и других формах независимой аттестации;

– дополнительная нагрузка педагога, обусловленная большой информативной емкостью предмета, постоянным обновлением содержания, наличием большого количества источников (например, литература, история, география), необходимостью подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования, неблагоприятными условиями для здоровья педагога (например, химия, биология, физика), возрастными особенностями учащихся (начальная школа);

– специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией программы развития, и учет ее вклада в реализацию данного предмета.

4.9. Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога

(А) может, например, составлять:

– 1,05 -для педагогических работников, имеющих вторую категорию; —1,10 -для педагогических работников, имеющих первую категорию;

– 1,15 -для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

По завершении переходного (адаптационного) периода и апробации в субъектах Российской Федерации новой сисгемы аттестации педагогических и руководящих работников, соответствующей требованиям Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации могут быть введены более высокие коэффициенты (оптимально для первой категории – 1,15 и высшей категории – 1,4) .

5. Расчёт окладов педагогических работников, осуществляющих учебный процесс

Оклад педагогического работника, осуществляют -го учебный процесс, рассчитывается по формуле:

О-СтпхУхПхКхА,

где: О – оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;

Стп – расчётная стоимость бюджетной образовательной услуги (рубУученико-час);

У – количество обучающихся по предмету в каждом классе;

П -количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

К – повышающий коэффициент за сложность предмета;

А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно.

б. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения

6.1. Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя:

– выплаты, предусмотренные действовавшей системой оплаты труда (доплаты за наличие ученой степени, почетного звания «Заслуженный работник…» в сфере образования, государственных наград и т.п.), составляющие не более 50 % от стимулирующей части оплаты труда;

– поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т.д.)

Критериями для осуществления данных выплат главным образом являются качества обучения и воспитания учащихся.

6.3. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах образовательного учреждения и (или) в коллективных договорах .

Согласно Примерному положению о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения (Приложение 2 к «Модельной методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования») основанием для премирования педагогических работников могут быть: достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения; подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня; участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного и расширенного изучения предметов; проведение уроков высокого качества; подготовка и проведение внеклассных мероприятий, применение на уроках наглядных материалов, информационных технологий; использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (физкультминутки); участие педагога в методической работе (конференциях, семинарах, методических объединение;); организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся (тематические классные часы о здоровом образе жизни, дни здоровья, туристические походы и т.п.); проведение мероприятий по профилактике вредных привычек; организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж школы у учащихся, родителей, общественности; снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокой уровень решения конфликтных ситуаций; образцовое содержание кабинета; высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовки отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел и т.д.).

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ положение о стимулирующих выплатах принимается локальным актом школы (лицея, гимназии), или коллективным договором, или соглашением профсоюза и представителя работодателей (т.е. местной администрации).

Положение должно соответствовать общим принципам и правилам, предусмотренным муниципальными, региональными и федеральными правовыми нормативными актами.

Положение, утверждаемое локальным актом, должно быть согласовано с органами общественного управления общеобразовательного учреждения (если иной порядок не предусмотрен уставом), а также приниматься с учетом мнения представительного органа работников ОУ (например, комитета первичной профсоюзной организации).

Введение нормативной системы оплаты труда не связано с переходом на 5-дневную рабочую неделю. Норма часов учебной нагрузки за ставку (или за должностной оклад) учителя по-прежнему составляет 18 часов в неделю для учителей-предметников и 20 часов – для учителей начальных классов.

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-29; просмотров: 3652 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/13-44498.html

Стимулирующие выплаты учителям – гласность и прозрачность

Стимулирующий фонд оплаты труда

В соответствии с действующей системой оплаты труда педагогических работников   зарплата учителей формируется их двух частей: базовой (обеспечивает гарантированную заработную плату, размер которой зафиксирован) и стимулирующей (размер которой может изменяться с определенной периодичностью). причина недовольства педагогов — непонятный механизм формирования и распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, хотя имеется достаточно нормативных правовых актов и разъяснений по данному вопросу.

Что такое стимулирующие выплаты

Часть 1 ст. 129 ТК РФ в качестве стимулирующих выплат называет доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Цель стимулирующих выплат  — побуждать работников к повышению количества и качества труда. С помощью стимулирующих доплат и надбавок можно поощрить особо ценных и опытных работников, снизить текучесть кадров, привлечь на работу необходимого специалиста высокой квалификации.

Главное — порядок и условия получения стимулирующих выплат должны быть прозрачны и понятны всем работникам образовательной организации.

О соотношении базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда

Известно, что фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой части  и стимулирующей части. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2014 г.

(протокол N 12) были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 г.

(далее – Единые рекомендации), в которых рекомендовано осуществлять перераспределение средств, предназначенных на оплату труда с таким расчетом,  чтобы размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях высшего образования составляли не ниже 70 процентов, а в остальных образовательных организациях — не ниже 60 процентов.

В своем выступлении в рамках дискуссионной площадки «Образование и наука» XV съезда партии «Единая Россия» Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов отметил, что «гарантированная часть заработной платы педагога не должна быть ниже 65-70%, соответственно стимулирующая часть не должна быть больше 30-35%». Он также сообщил, что в 2016 году все регионы должны привести оплату труда педагогов в соответствие с этими положениями.

Кто определяет механизм и процедуры установления стимулирующих выплат

В соответствии со ст. 144 ТК РФ, «работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников». Стимулирующие выплаты устанавливаются соглашениями, коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

При этом выработка и принятие решений по распределению стимулирующего фонда, как отмечается в Рекомендациях Минобрнауки РФ, должны осуществляться с обязательным привлечением представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций. Информация о результатах должна быть размещена в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в сети Интернет.

Образовательной организацией с участием представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций разрабатываются показатели эффективности деятельности педагогических работников и индикаторы, на основании которых будет осуществляться учет результатов их деятельности.

Доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, полагающиеся учителю,  должны быть  прямо указаны в его трудовом договоре в цифровом выражении либо в формате отсылки  к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты.

Что оценивается?

Примерные направления для разработки показателей эффективности деятельности педагогических работников образовательных учреждений приведены в рекомендациях Минобрнауки РФ.  Их 10:

  1. Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты обучающихся, социальные проекты, др.).
  2. Организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся.
  3. Динамика индивидуальных образовательных результатов (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации).
  4. Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся.
  5. Участие и результаты участия учеников на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и др.
  6. Участие в коллективных педагогических проектах («команда вокруг класса», интегрированные курсы, «виртуальный класс», др.).
  7. Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы
  8. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
  9. Работа с детьми из социально неблагополучных семей.
  10. Создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и пр.).

Примечание. Возможно в этом и «зарыта собака»: порой нет никакой логики в выборе критериев эффективности работы учителя — один и тот же критерий в разных школах может принести учителю в разы отличающееся количество баллов.

Как считают?

Для распределения между работниками стимулирующей части фонда оплаты труда, как правило, применяется балльная система. Основанием для начисления стимулирующих надбавок служат оценочные листы, где содержатся результаты работы педагога и объём вознаграждения.

Стимулирующие выплаты  педагогам устанавливаются на основе следующих расчётов:

  • определяется сумма баллов, полученных каждым педагогом по всем показателям;
  • определяется стоимость одного балла, для чего фонд оплаты труда, выделенный на стимулирующую часть педагогов, делится на количество баллов, набранных всеми педагогами организации;
  • стоимость одного балла умножается на  количество баллов, набранных педагогом.

Выплаты могут устанавливаться на определенный срок: месяц, квартал, полугодие, учебный год.

Механизм распределения стимулирующих выплат

Как было отмечено, порядок распределения стимулирующих выплат педагогам с использованием данных оценки качества их труда определяется локальным актом образовательной организации, например, Положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда,  и регламентом участия органа государственно-общественного управления – Управляющего совета (далее – Совет), профсоюза в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Возможны следующие варианты:

1.Директор школы предоставляет Совету, профсоюзному комитету на согласование предложения о распределении стимулирующей части. Совет, профсоюзный комитет согласовывает предложения директора или вносит рекомендации по их изменению/дополнению.

2.Создается специальная комиссия, в которую входит руководитель общеобразовательного учреждения, члены Совета по его решению, представители методического (научно-методического) совета (иного аналогичного органа общеобразовательного учреждения), совета трудового коллектива и (или) профсоюзной организации.

Результаты оценки деятельности педагога по показателям оценки качества, используемым для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, представляются в данную комиссию.

 Комиссия осуществляет анализ и оценку объективности представленных результатов оценки в части установленных положением о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников критериев, показателей, формы, порядка и процедур оценки профессиональной деятельности и обобщает данные для подготовки предложений.

Комиссия вносит в Совет предложения по денежному весу одного балла оценки профессиональной деятельности работника и персональным стимулирующим выплатам на основе данных оценки.

Совет согласовывает или утверждает решение о распределении стимулирующих выплат.

Директор общеобразовательной организации издает распорядительный акт (приказ) о стимулирующих выплатах.

Возможно ли изменить величину стимулирующих  выплат?

Если фиксированный размер надбавки указан в трудовом договоре, а работодатель считает необходимым уменьшить ее размер, необходимо не менее чем за два месяца уведомить работника под роспись об изменении условий трудового договора (части 1,  2 ст. 74 ТК РФ) и оформить дополнительное соглашение к трудовому договору с работником.

При этом придется вносить изменения в коллективный договор и соответствующие локальные акты. Коллективный договор руководитель не может изменить в одностороннем порядке — только через общее собрание  организации путем ания.

Если надбавки определены колдоговором,  Положением об оплате труда — нужно вносить изменения  в эти документы, которые обсуждать также на общем собрании  школы, где каждый работник  вправе выразить свое несогласие путем ания. Как видим, так просто изменить величину стимулирующей выплаты нельзя.

Если администрация решила обойтись без этапа обсуждения и согласования положений об оплате труда, они  не могут считаться законными.

Примечание. Начисление работникам премий и других стимулирующих выплат относится к категории прав, а не обязанностей работодателя.

Письма, рекомендации носят только рекомендательный характер.

В локальном акте (положении о стимулирующей части оплаты труда) указываются:

  • критерии оценки результативности деятельности для различных категорий работников;
  • порядок и сроки подведения итогов результативности;
  • порядок создания и работы экспертной комиссии;
  • порядок установления стимулирующих выплат и их виды (премии, надбавки, единовременные или разовые по результатам, на определенный период).

Источник: Трудовой кодекс РФ

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год

Источник: https://eduinspector.ru/2016/03/09/stimuliruyushhie-vyplaty-uchitelyam-glasnost-i-prozrachnost/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.