Статья 96 фз 44

Содержание

Может ли заказчик полностью удержать обеспечение контракта?

Статья 96 фз 44

Статья актуальна на 2 января 2018

Давайте посмотрим, что об этом говорит законодательство, как действует заказчик и на чьей стороне арбитраж.

Что говорит закон об удержании обеспечения контракта?

В 44-ФЗ есть статья 96 об обеспечении контракта, но в ней нет правил, по которым заказчик возвращает или удерживает обеспечение «живыми деньгами», если подрядчик нарушил условия контракта.

Четко прописаны только два вида финансовой ответственности поставщика, о которых мы писали: пени за просрочку и штраф за ненадлежащее исполнение контракта.

Расторгая контракт в одностороннем порядке, заказчик вправе возместить «только фактически понесенный ущерб» (ч. 23 ст. 95 44-ФЗ).

Посмотрим на позицию в Гражданском кодексе. Он разрешает заказчику:

  • Покрыть из суммы обеспечения задолженность или ущерб (ст. 381.1, 381.2 ГК РФ). То есть заказчик может забрать обеспечение целиком, если докажет, что ущерб или неустойка соответствует его сумме.
  • При расторжении контракта полностью удержать обеспечение, если это прописано в контракте. Дословно сказано так: «Прекращение основного обязательства влечет и прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено договором» (п. 4 ст. 329 ГК РФ).

Чтобы избежать спорных ситуаций, заказчик самостоятельно прописывает в контракте условия, по которым он распорядится обеспечением:

  • срок возврата,
  • будет ли взыскивать из него штрафы и пени,
  • ситуации, когда полностью его удержит.

Например, заказчик может просто указать срок возврата обеспечения, как в контракте на эту закупку. Или прописать, что будет использовать обеспечение как компенсацию за ненадлежащее исполнение контракта, как в этой закупке.

Обеспечение вернут полностью

Это происходит, когда контракт:

  • Исполнен без претензий.
  • Расторгнут по соглашению сторон, но не в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком его обязательств.
  • Исполнен, у заказчика есть финансовые претензии, но поставщик оплачивает штраф или пени не из суммы обеспечения.
  • Разорван в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком его обязательств, но заказчик не выставляет финансовые претензии. Заказчик включает исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), не оплачивает контракт и возвращает обеспечение.

Обеспечение вернут частично

Условия контракта были нарушены, и заказчик взыскивает пени или неустойку из суммы обеспечения. Если это условие не было прописано в контракте, то действие заказчика можно оспорить в арбитраже.

Обеспечение не вернут

Поставщик может потерять обеспечение полностью в двух случаях:

  • Финансовые претензии заказчика равны сумме обеспечения. Но при этом заказчик не разрывает контракт, а после подписания акта-приемки оплачивает товар или работы. Поставщик не попадает в РНП.
  • Заказчик разрывает контракт в одностороннем порядке и забирает обеспечение, если обе возможности прописаны в контракте. Поставщик попадает в РНП.

Если заказчик разрывает контракт и при этом оставляет обеспечение себе, хотя это не прописано в контракте, это повод для поставщика обратиться в суд.

Что делает заказчик, чтобы удержать обеспечение?

Чтобы удержать обеспечение целиком, заказчик должен прописать эту возможность в контракте. Он может забрать деньги:

  • по соглашению сторон,
  • через суд.

По соглашению сторон

В этом случае заказчик направляет в адрес поставщика претензию. Поставщик соглашается оплатить неустойку из суммы обеспечения, выполняет контракт и получает оплату по нему. Обеспечение остается у заказчика.

​Через суд

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. О том, как обращаться в суд, мы писали. Обратите внимание, что с 1 января 2017 суды принимают иски в электронном виде через систему «Мой арбитр». Подписывать документы нужно квалифицированной электронной подписью.

Некоторые судьи признают недействительным условие, по которому поставщик теряет обеспечение, не исполнив обязательства.

Например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2014 № 17АП-13071/14 сказано, что пункт контракта, по которому заказчик полностью удерживает обеспечение «противоречит правовой природе института обеспечения исполнения контрактных обязательств, не отвечает принципам равенства участников гражданско-правовых отношений, сбалансированности мер ответственности сторон одного контракта, не соответствует целям размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также допускает возможность применения двойной меры ответственности за одно и то же нарушение, что недопустимо».

Другие судьи встают на сторону заказчика на основании того, что это условие было прописано в контракте и обе стороны под ними подписались.

Как заказчик вносит поставщика в РНП?

Мы писали о ситуациях, когда есть риск попасть в РНП. В этой статье остановимся на том, как заказчик поступает с поставщиком, с которым расторгает контракт в одностороннем порядке или по решению суда.

Возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон должна быть прописана в контракте. В этом случае заказчик уведомляет поставщика в течение трех рабочих дней о том, что хочет р асторгнуть контракт (ч. 12, 20 ст. 95 44-ФЗ). Решение заказчик размещает в ЕИС и дублирует поставщику: заказным письмом или через электронную почту.

У поставщика есть десять дней, чтобы устранить нарушения. Если он этого не сделал, то решение вступает в силу (ч. 13 ст. 95). После этого заказчик отправляет информацию о расторжении в РНП. Для заказчика передача данных в реестр — обязанность. Если есть основание включить поставщика в реестр, а заказчик этого не сделает, его ждет штраф.

Не позже трех рабочих дней с момента, когда контракт расторгнут, заказчик отправляет в ФАС сведения о поставщике. Это можно сделать через ЕИС, бумажным или электронным письмом. Заказчик подписывает документ собственноручно или квалифицированной электронной подписью.

В письме заказчик указывает:

  • ИНН, название и адрес поставщика,
  • сведения о закупке (идентификационный код, дату проведения, объект закупки, цену контракта и срок исполнения),
  • выписку из протокола
  • обоснование причин расторжения и дата аннулирования контракта,
  • копию решения суда (если контракт расторгается по суду).

За 10 дней ФАС проверяет все документы и факты нарушений и еще за 3 дня включает поставщика в реестр. Это решение поставщик может оспорить в суде, если у него есть доказательства, что он нарушил контракт ненамеренно.

Какие выводы можно сделать?

  • В 44-ФЗ и Гражданском кодексе не сказано, что заказчик априори удерживает обеспечение при расторжении контракта. Как минимум это условие нужно прописать в контракте.
  • Эксперты и некоторые судьи сходятся во мнении, что обеспечение контракта — средство, с помощью которого заказчик может только возместить реальные убытки или взыскать неустойку с исполнителя.
  • Все условия возврата обеспечения должны быть прописаны в контракте. Обязательно посмотрите их на этапе подачи заявки. Если вы подпишитесь под условием, что заказчик может полностью забрать обеспечение, вернуть его будет сложнее.
  • Спорные ситуации арбитраж и высшие инстанции рассматривают индивидуально, исходя из конкретной ситуации.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1140-obogasheniye

Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ: что это за инструмент и как он работает? Подробная инструкция для участников закупок

Статья 96 фз 44

Многие поставщики и заказчики до сих пор не разобрались в вопросе обеспечения гарантийных обязательств. Масла в огонь подлили новые изменения в 44-ФЗ, принятые 124-ФЗ от 24 апреля 2020 г.

Еще год назад согласно 44-ФЗ заказчики были обязаны требовать от поставщиков предоставление обеспечения гарантийных обязательств по контракту, если в техническом задании указывались требования к гарантии (124-ФЗ).

Теперь такой обязанности у заказчиков нет, с 1 июля 2020 г. она заменена на право. Но все же осталось много непонятных моментов по этой теме.

Чтобы снизить долю волнений и закрыть оставшиеся вопросы, мы подготовили новую статью.

Обеспечение гарантийных обязательств – что это за мера, и для чего она нужна?

Вносить гарантийные обязательства можно двумя способами – деньгами и банковской гарантией. В обоих случаях поставщик предоставляет их заказчику до того, как был подписан акт приемки по контракту для обеспечения гарантии качества товара (работы, услуги) на весь гарантийный период эксплуатации.

В ч.4 ст.33 44-ФЗ встречается термин «гарантийные обязательства». Что входит в это понятие?

  • гарантия качества товара (работы, услуги);
  • гарантийный срок;
  • объем предоставления гарантий;
  • требования к гарантийному обслуживанию товара.

Важной особенностью является то, что заказчик может предъявлять требования к товарам/работам/услугам при необходимости, то есть, когда посчитает это нужным. Кроме случаев, когда предметом закупки являются машины и оборудование. Тогда это будет обязанностью. Поэтому участникам закупок следует внимательно читать извещение и тендерную документацию на предмет наличия в них этого условия.

Начинающие поставщики не видят разницы между обеспечением гарантийных обязательств и обеспечением исполнения контракта. Это совершенно разные меры, которые не следует путать между собой.

Обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику в виде денежных средств или банковской гарантии участником, выигравшим торги при заключении контракта для снижения возможных финансовых рисков заказчика в случае неисполнения или некачественного исполнения поставщиком работ.

В чем отличие обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта

Назовем отдельно еще 2 отличительные особенности помимо названных выше:

1) Заказчик может выставить требование об обеспечении гарантийных обязательств даже тогда, когда внесение обеспечения исполнения контракта не требуется.

Например, при приобретении компьютерной техники путем электронного запроса котировок заказчик может не устанавливать требование об ОИК (ч.1 ст.96 44-ФЗ), но может потребовать гарантийные меры, т.к.

при закупках оборудования обязан обозначить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.

2) ОИК предоставляется победителем закупки до подписания контракта, а обеспечение ГО предоставляется поставщиком (исполнителем, подрядчиком) до подписания акта с Заказчиком.

Случаи обязательного предоставления гарантийных мер

Поставщик обязательно должен предоставлять обеспечение гарантийных обязательств, если это требование заказчик прописал в документации. Несмотря на то, что с 1 июля 2020 г. установление этого требования является для заказчика правом, а не обязанностью (ч.2.2. ст.96 44-ФЗ), поставщик обязан его выполнить, если заказчик свое право использовал.

Если заказчик это требование установил, то оно действует на всех претендентов на контракт без исключения (включая представителей СМП и СОНКО).

Требоватьобеспечение гарантийных обязательств заказчик может только тогда, когда в контракте указаны гарантийные обязательства, в том числе требования к гарантийному сроку на приобретаемую продукцию (работы, услуги).

Согласно ч.4 ст. 33 44-ФЗ заказчик обязан требовать гарантийные меры, если закупаются машины и оборудование. В остальных случаях установление данного требования является всего лишь правом.

Списка закупок, по которым заказчик «вправе» требовать гарантийные меры, в контрактном законодательстве нет. Например, при закупке шкафов или строительных услуг заказчик, скорее всего, пропишет требования по гарантийным обязательствам. Но может и не делать этого, все зависит от его предпочтений.

В практике госзаказа встречаются случаи, когда заказчики устанавливают требование к гарантии качества и сами не понимают, для чего они это делают. Такие ситуации свойственны при приобретении продуктов питания, лекарственных препаратов, программного обеспечения.

Плохо то, что, не разобравшись, заказчики одновременно требуют вносить обеспечение гарантийных обязательств в таких закупках.  Путаница возникает вследствие того, что заказчики не различают термины «гарантийные обязательства» и «остаточный срок годности».

Минус в том, что предъявление требований к гарантии и к обеспечению гарантийных обязательств в названных случаях формально не нарушают 44-ФЗ.

Размер обеспечения гарантийных обязательств и срок их предоставления

В ч.2.2 ст.96 44-ФЗ сказано, что размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта. Например, если НМЦК составляет 1 млн. рублей, то ГО может быть установлено от 0 до 100 тыс. руб. включительно.

Говоря о сроках внесения ОГО, следует руководствоваться п.1 ч.13 ст.34 44-ФЗ: если заказчик установил данное требование, то в проекте контракта он обязан указать порядок и сроки предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств.

Особенный интерес вызывает ч.7.1 ст.94 44-ФЗ, в которой сообщается, что, если заказчик указывает требование об обеспечении ГО, то документ о приемке товара или работ оформляется после того, как исполнитель внес данное обеспечение в соответствии с нормами 44-ФЗ (это не относится к отдельному этапу исполнения контракта).

То есть обеспечение гарантийных обязательств нужно вносить в указанные заказчиком сроки ДО оформления приемочного документа, иначе заказчик просто не подпишет документы.

Способы обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ

Выше мы эти способы называли:

Какой именно способ выбрать, решает сам исполнитель. Руководствоваться следует суммой гарантийных обязательств и сроком гарантии. Первый вариант подойдет, если сумма и срок гарантии небольшие, в остальных случаях целесообразно будет оформить банковскую гарантию.

Правила оформления банковской гарантии указаны в ст. 45 44-ФЗ. Причем, поставщик вправе взять как одну общую банковскую гарантию, так и две. Одна гарантия покроет обеспечение исполнения контракта до заключения контракта, а вторая —  обеспечение ГО до подписания приемочных документов.

Одна общая банковская гарантия будет обеспечивать исполнение работ по контракту, а также содержать обязательства банка по обеспечению гарантийных обязательств. Такая мера предоставляется заказчику до подписания контракта.

Согласно ч.3 ст.96 44-ФЗ банковская гарантия, как для обеспечения исполнения контракта, так и для обеспечения гарантийных обязательств, должна будет действовать не менее 1 месяца после исполнения контрактных обязательств (превышать срок исполнения обязательств по контракту не менее чем на 1 месяц).

Способы обеспечения гарантийных обязательств могут меняться один на другой (при желании исполнителя). Об этом праве поставщика говорится в ч.7 ст.96 44-ФЗ.

Еще одной отличительной особенностью обеспечения гарантийных обязательств от ОИК является то, что его размер нельзя уменьшить на размер уже выполненных работ.

Срок возврата гарантийных мер по 44-ФЗ

В 44-ФЗ ничего не говорится о том, как можно вернуть обеспечение гарантийных обязательств. А о возврате ОИК подробно говорится в ч.27 ст.34 44-ФЗ, поэтому заказчики пользуются этим положением:

  • в течение 1 месяца со дня исполнения обязательств;
  • в течение 15 дней, если закупка проводилась среди СМП и СОНКО.

Рекомендуем внимательно изучать проект контракта на предмет сроков возврата. Если заказчик их не указал, то воспользуйтесь своим правом отправить ему запрос на разъяснение положений документации о закупке с просьбой указать этот срок.

Возможно ли отменить ранее установленные в контракте требования об обеспечении гарантийных обязательств?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ч.4 ст.5 124-ФЗ:

Норма приобрела силу с 24 апреля 2020 года!

Странность этого пункта породило множество разночтений со стороны заказчиков, руководителей бизнеса и контролирующих ведомств. С одной стороны данное положение направлено на распространение «права» заказчика требовать гарантийные меры на контракты, заключенные до 1 июля 2020 г.

А с другой стороны — запрещает вносить изменения в уже заключенные контракты. Таким образом, сам собой возникает вывод, что применять данное положение возможно только при формировании планов, объявлении и внесении изменений в мероприятия, организованные в промежуток 24 апреля 2020 г.

– 1 июля 2020 г.

Заключение

Сделаем выводы из всего сказанного.

Заказчик устанавливает требование по обеспечению гарантийных обязательств при необходимости (не распространяется на закупку машин и оборудования). Оно не может превышать 10% от НМЦК.  В большинстве случаев обеспечение ГО устанавливается в процедурах, предметом которых являются товары, в паспорте которых прописан гарантийный срок эксплуатации.

При установлении заказчиком гарантийных мер в проекте контракта должны быть указаны порядок и сроки их внесения, а также сроки возврата.

Гарантийные меры можно предоставить 2-мя способами: деньгами или банковской гарантией. В противном случае заказчик не подпишет бумаги о приемке.

Внедрение законодателями в систему госзакупок обеспечения гарантийных обязательств явно не пришлись по душе поставщикам. Это очередные траты, которые следует учитывать при подсчете рентабельности того или иного участия в торгах. Сроки гарантийных обязательств могут очень надолго растянуться во времени, и возврат денежных средств может затянуться.

А с банковскими гарантиями связана другая негативная история. Во-первых, не все финансовые учреждения из перечня Минфина готовы сегодня предоставлять такие гарантии. Во-вторых, если сумма обеспечения ГО будет небольшой, то банк может отказать в выдаче гарантии. Часто это связано с тем, что у банка установлены лимиты суммы по выдаче БГ, ниже которых он не выдает гарантии.

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/obespechenie-garantijnyx-obyazatelstv-po-44-fz-chto-eto-za-instrument.html

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Статья 96 фз 44

При проведении закупки посредством электронного аукциона 44-ФЗ накладывает на заказчика обязанность требовать от поставщика предоставления обеспечения исполнения контракта. Порядок его подачи и допустимый размер определяются статьей 96 44-ФЗ. Без обеспечения заключить договор будет невозможно.

Что представляет собой обеспечение контракта

Обеспечением контракта принято называть залог, который предоставляет поставщик в адрес заказчика. Он выступает в роли своеобразной страховки того, что сторона полностью справится с взятыми на себя обязательствами в рамках договора. В случае нанесения материального вреда заказчику он получит возможность покрыть убытки за счет средств обеспечения.

Сведения о необходимости предоставления обеспечения контракта и его размере прописываются в извещении, закупочной документации и проекте контракта. Такой порядок установлен частью 1 статьи 96 44-ФЗ. 

Заключение договора возможно только после предоставления поставщиком обеспечения. В противном случае победитель процедуры признается уклонившимся от подписания контракта. Сведения о нем заказчик обязан передать в реестр недобросовестных поставщиков. 

Способы предоставления обеспечения

Законодатель предусмотрел две основных формы предоставления обеспечения исполнения договора:

  • Перечисление денежных средств на банковский счет заказчика. Факт предоставления обеспечения подтверждается платежным поручением. Оно передается поставщиком заказчику вместе с подписанным со своей стороны контрактом.  
  • Банковская гарантия. Поставщик может заключить договор с крупным банком, который выдает документ, который выступает в роли обеспечителя по его обязательствам.

При большой сумме обеспечения контракта поставщикам рекомендуется прибегать к банковской гарантии. Этот метод позволяет не вынимать из оборота компании большую сумму. 

Когда предоставление обязательно

Заказчик обязан установить требования о внесении обеспечения контракта, заключаемого после реализации электронного аукциона для всех закупок. Выделяют лишь несколько исключений из этого правила:

  1. Если поставщик имеет статус казенного учреждения, он освобождается от обязанности предоставить обеспечение.
  2. При проведении закупок товаров и услуг, необходимых для обеспечения потребности обороны страны.
  3. Обеспечение также отменяется при закупке у единственного поставщика в случаях, предусмотренных статьей 93 44-ФЗ.
  4. Закупка услуг по предоставлению кредитного лимита.
  5. Заключение контракта на предоставление банковской гарантии.

Во всех остальных случаях предоставление обеспечения обязательно. Поставщик вправе сам выбирать способ, которым он перечислит обеспечение.

Расчет суммы обеспечения

Размер обеспечения исполнения договора определяется, исходя из НМЦК. Согласно части 6 статьи 96 44-ФЗ он не может превышать 30% от стартовой цены. Определить диапазон объема обеспечения можно по таблице.

Стартовая цена договораСумма обеспечения
До 50 миллионов рублейот 5% до 30% от НМЦК. При этом сумма обеспечения не может быть меньше перечисленного заказчиком аванса.
Свыше 50 миллионов рублейот 10% до 30% от НМЦК, но не менее суммы предоставленного аванса.

В пределах вышеописанных диапазонов заказчик имеет возможность самостоятельно определять сумму обеспечения. 

Приведем пример:

Стартовая стоимость договора составляла 60 миллионов рублей. Заказчик предусмотрел внесение авансового платежа в размере 5 миллионов рублей. Получается, что сумма обеспечения может быть установлена в пределах от 6 до 18 миллионов рублей.  

Увеличение размера обеспечения контракта

Если в результате проведенного электронного аукциона итоговая цена контракта упала больше чем на 25%, то размер обеспечения увеличивается в полтора раза. Такие меры носят антидемпинговый характер. Они устанавливаются статьей 37 44-ФЗ.

При начальной сумме контракта не превышающей 15 миллионов рублей поставщик получает возможность не увеличивать размер обеспечения. Для этого он обязан доказать свою добросовестность. Для этого достаточно предоставить выписку из реестра контрактов.

В ней должно присутствовать не менее трех контрактов, которые поставщик исполнил без нарушений. Если контрактов значительно больше трех, то 75% и более из них должны быть исполнены без претензий со стороны заказчиков.

Стоит учесть, что общая сумма всех контрактов должна превышать 20% от стоимости договора, который планируется заключить. 

Обеспечение контракта – это гарантия того, что поставщик добросовестно выполнит свои обязательства. Поставщик должен внимательно изучить все требования до момента подачи заявки. При несоблюдении требований он может быть внесен в РНП.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/150-razmer-obespecheniya-ispolneniya-kontrakta-po-44-fz

Освобождение от внесения обеспечения исполнения контракта по закону №44-ФЗ

Статья 96 фз 44

Нередко при заключении контрактов, исполнителями которых являются государственные или муниципальные учреждения и предприятия, возникает вопрос: требуется ли вносить обеспечение исполнения контракта, или нет? Разберем эту ситуацию более подробно.

Что говорит закон?

Положения 44-ФЗ «О контрактной системе…» об обеспечении исполнения контракта не применяются в 3 случаях (ч. 8 ст. 96):

  1. контракт заключается с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением –т.е. государственное или муниципальное казенное учреждение является Исполнителем Контракта;
  2. в результате осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
  3. в случаях заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Какие учреждения имеют право не вносить обеспечение исполнения Контракта?

Регулирование деятельности учреждений осуществляется в рамках параграфа 7 «Некоммерческие унитарные организации» главы 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, различается 3 вида государственных или муниципальных учреждений:

  1. казенное,
  2. бюджетное,
  3. автономное.

Т.е. учреждение будет являться либо казенным, либо бюджетным, либо автономным. Так как закон освобождает от внесения обеспечения только государственное или муниципальное казенное учреждение, то нам важно понять, чем оно отличается от бюджетного и автономного учреждения.

В частности, согласно ст. 298 Гражданского кодекса РФ эта разница проявляется в следующем:

И автономное учреждение, и бюджетное учреждение вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, только с согласия собственника. Прочим имуществом, которое находится у них на праве оперативного управления, автономное или бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, за исключением установленных законом случаев. Автономное или бюджетное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, но только для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. Такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах. Доходами, полученными от ведения такой деятельности, и приобретенное за счет указанных доходов имущество, автономное или бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение должно осуществлять приносящую доходы деятельность только в соответствии со своими учредительными документами, утверждаемыми собственником.

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают сразу в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, п. 1 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ «О контрактной системе…» не распространяется на государственные или муниципальные бюджетные и автономные учреждения.

Следовательно, для контрактов, заключаемых с такими учреждениями, установленное в ч. 1 ст. 96 Закона №44-ФЗ требование об обеспечении обязательно (см. также Письмо Минэкономразвития России от 14.05.

2014 N Д28и-801).

Но государственное или муниципальное бюджетное учреждение не предоставляет обеспечение исполнения контракта в 2 случаях:

1) при закупке услуг по предоставлению кредита (п. 2 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ)

2) при заключении Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ).

В каких случаях унитарное предприятие не вносит обеспечение исполнения контракта?

Также существуют существенные различия между государственными или муниципальными казенными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Регулирование деятельности унитарных предприятий осуществляется в рамках параграфа 4 «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» главы 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

  • федеральное государственное предприятие,
  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации,
  • муниципальное предприятие.

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия):

  • федеральное казенное предприятие,
  • казенное предприятие субъекта Российской Федерации
  • муниципальное казенное предприятие.

Согласно ст. 4 указанного Закона №161-ФЗ, полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное казенное предприятие”, “казенное предприятие” или “муниципальное казенное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Таким образом, казенное учреждение и казенное предприятие – это разные виды юридических лиц. Государственные или муниципальные унитарные предприятия, отдельной формой которых являются казенные предприятия, освобождены от предоставления обеспечения исполнения контракта в случаях:

  1. закупки услуг по предоставлению кредита (п. 2 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ)
  2. заключения Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ). 

Теги: 44-ФЗ, участие в торгах, освобождение от внесения обеспечения исполнения контракта,

Количество просмотров: 22584

:

Источник: https://fksrf.pro/info/203.html

Новые правила обеспечения контракта с 1 июля 2019

Статья 96 фз 44

Статья актуальна на 19 июня 2019

С 1 июля вступает в силу большой блок изменений в 44-ФЗ. В этой статье расскажем обо всем, что меняется в обеспечении контракта по свежему 71-ФЗ и уже знакомому 502-ФЗ.

Участники с опытом могут не обеспечивать контракт

Это правило распространяется на тех, у кого есть успешный опыт исполнения госконтрактов:

  • Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
  • Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
  • Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность.

Размер обеспечения считается с цены победителя, а не НМЦ

В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.

Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 млн 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 млн 980 000 рублей.

Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).

Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда “включаются” антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.

Предполагаем, что обе льготы будут действовать только в закупках специально среди СМП. То есть, если вы СМП и победили в закупке “для всех”, придется предоставить обеспечение (а не успешно исполненные контракты) и рассчитывать его от НМЦ.

Сервис бесплатно подберет банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в банках-партнерах.

Сумма для обеспечения контракта до 200 млн рублей.

  • Все взаимодействие с банком — от заявки до получения — проходит в электронном виде.
  • Сервис оценит компанию и даст прогноз на получение гарантии в разных банках.
  • Сервис рассчитает условия гарантии во всех банках партнерах. Сравните и выберите наиболее подходящие.

СКБ Контур не взимает дополнительные сборы. Вы платите только комиссию Банка. Сумма комиссии от 1 000 . Ставка от 2,9 % годовых от суммы банковской гарантии.

44-ФЗ и сейчас разрешает (но не обязывает) требовать обеспечить гарантийный срок на товары и работы (4 ч. 33 ст. 44-ФЗ).

Что изменилось:

  • В новую редакцию 1 ч. 96 ст. 44-ФЗ добавили условие и об обязательном обеспечении гарантийных обязательств в закрытой закупке (раньше в закрытых закупках обязательным было только обеспечить исполнения контракта).
  • Для СМП размер обеспечения гарантийных обязательств составит не больше 10% от НМЦ. Поскольку про остальные категории бизнеса ничего не сказано, предположим, что они будут обеспечивать исполнение гарантийный работ на таких же условиях, что и работы по контракту.

Что нужно предусмотреть:

  • Если берете для обеспечения банковскую гарантию, помните, что срок ее действия должен превышать срок гарантийных обязательств не меньше чем на месяц.
  • Заказчик не подпишет документы о приемке товара или работ, если вы не предоставите обеспечение на гарантийные обязательства (если это требование было в закупке).

Такая возможность была и раньше, но в новую редакцию 96 ст. 44-ФЗ добавили подробностей. Уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения. Обеспечение уменьшается только пропорционально исполненным обязательствам, например в таких случаях:

  • Поставщик выполнил отдельный этап контракта без неустоек и получил оплату по нему. После того как отчет об исполнении этапа с суммой оплаты появится в реестре контрактов, поставщик отправляет заказчику просьбу вернуть сумму обеспечения, пропорциональную стоимости этого этапа контракта. Если в закупке был аванс, то стоимость поставленных товаров или исполненных работ должна его превышать.
  • Поставщик предоставляет новую банковскую гарантию, так как лишили лицензии банк, в которой он получал предыдущую.
  • Изменяется способ обеспечения исполнения контракта. Например, поставщик хочет забрать обеспечение деньгами и взамен предоставить гарантию.

В некоторых случаях уменьшать обеспечение нельзя будет — в закупках для обороноспособности и безопасности страны, закупках лекарств и услуг адвокатов. Подробности пропишут в отдельном подзаконном акте.

Новый срок действия банковской гарантии

Победитель сможет сам решать, сколько будет действовать гарантия. Главное, она должна на месяц превышать срок действия контракта и гарантийных работ. Если поставщик получил отсрочку (сейчас такое возможно, например, в закупках на строительство), то гарантию придется продлить или перевыпустить (зависит от банка-гаранта).

Нужно тщательнее выбирать банк-гарант

Поставщик обязан предоставить новую гарантию, если у банка-гаранта отозвали лицензию. Это нужно сделать в течение 1 месяца от даты, когда заказчик уведомил поставщика об отзыве гарантии. Если исполнитель этого не сделает, то за каждый день просрочки ему будут начислять пени по тем же правилам, что при просрочке поставок или работ (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).

Про сложные случаи использования банковской гарантии мы писали в статье.

Раньше срок возврата был указан только в случаях, когда победитель перевел обеспечение, а контракт не был подписан (например, по решению ФАС). Теперь все четко:

  • В закупках только для СМП обеспечение вернут в течение 15 дней с даты исполнения обязательств (подписание акта-приемки).
  • В закупках для всех — в течение 30 дней от исполнения контракта.

Источник kontur.ru

Заказать

Источник: https://pro-kontur.ru/ecp/novosti/novye-pravila-obespechenija-kontrakta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.