Статья 93 налогового кодекса российской федерации

Нк рф статья 93.1 истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

Статья 93 налогового кодекса российской федерации

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

1.1.

При проведении камеральной налоговой проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, следующие сведения за проверяемый период:

1) состав участников договора инвестиционного товарищества, включая сведения об изменениях состава участников указанного договора;

2) состав участников договора инвестиционного товарищества – управляющих товарищей, включая сведения об изменениях состава таких участников указанного договора;

3) доля прибыли (расходов, убытков), приходящаяся на каждого из управляющих товарищей и товарищей;

4) доля участия каждого из управляющих товарищей и товарищей в прибыли инвестиционного товарищества, установленная договором инвестиционного товарищества;

5) доля каждого из управляющих товарищей и товарищей в общем имуществе товарищей;

6) изменения в порядке определения участником договора инвестиционного товарищества – управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расходов, произведенных в интересах всех товарищей для ведения общих дел товарищей, в случае, если такой порядок установлен договором инвестиционного товарищества.

2. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

3. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

4. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации).

К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.

5. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (информации), вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса. Указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.

6. Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.

7. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Предусмотренный настоящей статьей порядок истребования документов (информации) также применяется при истребовании документов (информации), касающихся (касающейся) участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Нк рф статья 93.1 истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

Источник: http://nalogovyykodeks.ru/statya-93.1.html

Ст. 93 НК РФ с актуальными ми

Статья 93 налогового кодекса российской федерации

Cт. 93 НК РФ имеет важное значение для всех налогоплательщиков. Она определяет механизм, с помощью которого проверяющие могут затребовать подтверждающие документы во время контрольных процедур. Знание ее содержания поможет организациям аргументированно пресечь возможные незаконные притязания налоговиков.

Кого касается статья 93 НК РФ

Есть ли у представителей ФНС право требовать документы вне рамок проведения проверки

Вероятная ответственность за непредставление документов

Случаи, когда инспекторы вправе самостоятельно изымать бумаги для подтверждения

Обстоятельства применения ст. 93.1 НК РФ

Кого касается статья 93 НК РФ

В практике проведения контрольных процедур со стороны органов ФНС запросы на представление документов являются обычным явлением.

В случае если налоговики ограничиваются камеральной проверкой отчетности и при этом в ней нет никаких нестыковок, представлять поясняющие бумаги не придется.

Наличие ошибок и несогласованность сумм в декларации служат достаточными основаниями для отправки налогоплательщику требования о представлении обосновывающих документов. Проведение выездной проверки всегда сопряжено с необходимостью давать налоговикам обоснование проведенных расчетов.

Исходя из данных предпосылок, ст. 93 НК дает компаниям ответ на следующие вопросы:

  • в течение какого срока документы должны быть представлены проверяющим;
  • в каком виде нужно предъявлять обоснования;
  • каким образом передать в ФНС документальные доказательства.

Работники ФНС также в своей работе должны руководствоваться ст. 93 НК РФ, которая определяет для них следующие моменты:

  • предпосылки для продления периода представления документов;
  • порядок передачи требования на запрос документов налогоплательщику.

В этой же статье кодекса урегулированы права и обязанности проверяющих в данном вопросе:

  • налоговикам даются правомочия изымать необходимый пакет документов при отказе налогоплательщиков выдать их;
  • налоговики могут также изучать подлинники, на основе которых были представлены копии документов;
  • контролеры не имеют права на вторичный запрос одних и тех же бумаг.

Есть ли у представителей ФНС право требовать документы вне рамок проведения проверки

На данный момент сложилась практика, однозначно указывающая на то, что обращаться к компании с предписанием о предоставлении документов на основании статьи 93 НК вне проведения проверки налоговики не могут. На это четко указывает постановление ФАС Московского округа от 13.03.2014 № А40-71892/13.

Кроме того, п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 подтверждает, что инспекции правомочны затребовать документы только при проведении проверок или иных дополнительных контрольных процедур.

Вероятная ответственность за непредставление документов

НК в 93-й статье отводит налогоплательщикам следующие периоды для представления документов по запросу ФНС:

  • 10 суток со дня получения запроса — для всех налогоплательщиков в общем порядке;
  • 20 суток — если требование предъявляется консолидированной группе;
  • 30 суток — для зарубежных фирм.

За пропуск указанных сроков налогоплательщик может быть подвергнут наказанию в виде штрафа в сумме 200 руб. за каждый документ.

Необходимо помнить, что существуют условия, смягчающие вину плательщика или исключающие его ответственность. При их наличии возможно уменьшение наказания вдвое или его неприменение. Данные выводы подтверждены судами (например, постановлением ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 № А12-19285/2008).

Возможно, что компания не успевает собрать и обработать весь пакет запрашиваемых бумаг, в этой ситуации ей на основании п. 3 ст. 93 НК РФ следует обратиться к проверяющим с просьбой об увеличении срока.

Полученный в подобных обстоятельствах отказ и последующее начисление штрафа могут быть обжалованы в суде. Существующие прецеденты в основном на стороне налогоплательщика (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.

2011 № А45-12306/2010, Волго-Вятского округа от 30.07.2007 № А29-8736/2006).

Судьи поддерживают налогоплательщиков и при минимальном пропуске срока предоставления документов — в частности, штраф был отменен в постановлении ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КА-А41/10782-09.

Случаи, когда инспекторы вправе самостоятельно изымать бумаги для подтверждения

Изъятие документов налоговиками допускается только при выездной проверке по правилам ст. 94 НК РФ. Такое право возникает у проверяющих при уклонении компании от представления необходимых документов.

Однако если инспекция не будет соблюдать установленные правила, ее решение можно будет оспорить в судебных органах — на это указывает постановление арбитров Уральского округа от 29.07.2015 № Ф09-4467/15.

Обстоятельства применения ст. 93.1 НК РФ

Проведение контрольных процедур в отношении налогоплательщика — не единственное обстоятельство, позволяющее налоговикам потребовать его документы. В ст. 93.1 НК РФ допускается истребование налоговиками документов:

  • при проведении проверок партнеров налогоплательщика;
  • принятии решения руководством ИФНС об осуществлении дополнительных мероприятий по контролю;
  • необходимости выяснить обстоятельства проведения определенной сделки на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В последнем случае довольно часто имеют место факты злоупотребления со стороны налоговиков положениями статьи. Например, в требовании не приводится ссылка на операцию, которую хотят проверить, или не указывается, для каких дополнительных контрольных мероприятий нужны бумаги. В подобных условиях велика вероятность признания действий представителей ФНС не соответствующими нормам закона.

***

Условия, порядок и форма предоставления, а также допустимые случаи истребования документов компании налоговыми органами регламентируются ст. 93 и 93.1 НК РФ. Запрос налоговиков на истребование документов в каких-либо иных обстоятельствах, не поименованных в указанных статьях, незаконен.

Источник: https://okbuh.ru/proverki/st-93-nk-rf-s-aktualnymi-kommentariyami

Нарушена статья 93.1 НК РФ: по какой норме права ждать штрафных санкций?

Статья 93 налогового кодекса российской федерации

“Налог на прибыль: учет доходов и расходов”, 2013, N 7

На страницах нашего журнала мы не только информируем читателей о нюансах применения гл. 25 НК РФ, но и уделяем внимание вопросам налогового контроля. Ведь с ними сталкиваются практически все хозяйствующие субъекты независимо от применяемого режима налогообложения. Полагаем, любой плательщик хотя бы раз исполнял требование о представлении документов.

Причем не всегда документы запрашиваются в ходе мероприятий налогового контроля в отношении самого проверяемого лица. Налоговый кодекс, а точнее, ст. 93.1 позволяет контролерам истребовать документы по сделкам с контрагентами налогоплательщика. О проблемах применения указанной правовой нормы мы уже говорили . Сегодня речь пойдет об ответственности за нарушение ст.

93.1 НК РФ.

См. статью Н.В. Никифоровой “Получили требование о представлении документов по контрагенту – не отчаивайтесь!”, N 11, 2012.

Коротко о правовых нормах

Приведем положения ст. 93.1 НК РФ, которые должны знать все налогоплательщики. Любой из них имеет поставщиков и покупателей, а значит, не застрахован от получения требования о представлении документов, запрошенных налоговиками в рамках проверок его контрагентов.

В соответствии с п.

1 названной статьи налоговые органы вправе истребовать у любого лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

Запросить необходимые сведения ревизоры могут как в процессе камеральных или выездных проверок контрагентов, так и после их окончания в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

Лицо, располагающее документами о проверяемом налогоплательщике, в силу п. 5 ст. 93.

1 НК РФ обязано исполнить требование инспекции в течение пяти рабочих дней со дня его получения или в тот же срок уведомить налоговый орган об отсутствии запрошенных документов.

Если документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, проверяющие вправе продлить его по ходатайству указанного лица.

Документы по требованию направляются в ИФНС с учетом положений п. п. 2, 5 ст.

93 НК РФ, в соответствии с которыми такие документы могут быть представлены налогоплательщиком лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Документы на бумажном носителе передаются в инспекцию в виде заверенных копий, а в электронной форме – по установленным форматам. При этом контролеры не вправе запросить у исполнителя требования документы, которые ранее представлялись им в ходе камеральных или выездных налоговых проверок его деятельности.

Пунктом 6 ст. 93.1 НК РФ установлена ответственность за неисполнение требования налоговиков. Согласно этой норме права за отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов (информации) или несвоевременное их представление в ИФНС лицо, у которого они были истребованы, подлежит привлечению к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ.

В данной статье указано: неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

В свою очередь, в ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. При этом п.

2 указанной правовой нормы предусмотрены штрафные санкции, применяемые к лицам, располагающим сведениями о налогоплательщике, но отказавшимся или уклонившимся от их представления либо представившим недостоверную информацию. Размер штрафа, установленный п. 2 ст. 126, – 10 000 руб.

Дословно читая положения приведенных статей Налогового кодекса, можно сделать следующие выводы:

  • во-первых, за нарушение сроков исполнения выставленного в рамках ст. 93.1 НК РФ требования о представлении документов (информации) или за его неисполнение плательщик должен понести наказание;
  • во-вторых, ответственность за неисполнение обязанности представить проверяющим документы установлена ст. 129.1 НК РФ;
  • в-третьих, прежде чем налагать на нарушителя штраф по ст. 129.1, налоговики должны определить, нет ли в его действиях состава правонарушения, указанного в ст. 126 НК РФ;
  • в-четвертых, проверяющим нужно учитывать, что п. 1 ст. 126 применяется в случае непредставления плательщиком документов в отношении своей деятельности, а п. 2 – документов со сведениями об ином лице;
  • в-пятых, наложение штрафных санкций на основании п. 2 ст. 126 НК РФ возможно при условии, что лицо, а точнее, организация (на физических лиц почему-то данная норма права не распространяется), располагающая сведениями о проверяемом налогоплательщике, отказывается или уклоняется от их представления в ИФНС либо представленные по запросу контролеров документы заведомо недостоверны.

А теперь посмотрим, как эти правовые нормы применяются на практике налоговыми органами и судьями.

Налоговики никак не определятся

Как показывает арбитражная практика, контролеры до настоящего времени не пришли к единому мнению – по какой статье Налогового кодекса штрафовать плательщиков, отказавшихся исполнить требование о представлении документов. Для обоснования данного вывода приведем несколько судебных актов.

Штраф по ст. 129.1 НК РФ

ФАС СЗО рассмотрел такой налоговый спор. Инспекция, руководствуясь положениями ст. 93.1 НК РФ, на основании поручения коллег, проверяющих обоснованность получения имущественного вычета, направила в органы ЗАГС соответствующее требование.

Налоговикам нужна была справка о родителях налогоплательщика, заявившего вычет. Управление ЗАГС уведомило ИФНС о невозможности представления запрашиваемых сведений, поскольку положения Налогового кодекса и Федерального закона от 15.11.

1997 N 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” не предусматривают обязанности органов ЗАГС представлять такую информацию. Инспекция не успокоилась и повторно затребовала необходимую для проверки справку. На этот раз Управление ЗАГС не удостоило ответом ревизоров.

Факт отказа лица, располагающего сведениями о проверяемом налогоплательщике, налицо. Как же поступили налоговики? Какую статью Налогового кодекса выбрали для наложения штрафных санкций?

Из текста Постановления ФАС СЗО от 08.08.2012 N А26-7683/2011 следует, что налоговики в отношении Управления ЗАГС вынесли решение о привлечении к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде взыскания 50 руб. штрафа (с учетом положений ст. ст. 112, 114 санкция была снижена в 100 раз).

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/83675-narushena-statya-kakoj-norme-prava-zhdat-shtrafnyx

Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки

Статья 93 налогового кодекса российской федерации

Новая редакция Ст. 93 НК РФ

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.

2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.

3. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней – при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Лица, на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом.

Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

4. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

5.

Ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Источник: http://NKodeksRF.ru/ch-1/rzd-5/gl-14/st-93-nk-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.