Статья 7 о персональных данных

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных.. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006г. N 152-ФЗ

Статья 7 о персональных данных

Комментарий к статье 7.

1.

Обеспечение конфиденциальности персональных данных в процессе их обработки наряду с установленными принципами работы с ними и получением согласия на обработку является обязательным условием, определяющим дальнейшую деятельность оператора. По смыслу действующего законодательства требование конфиденциальности связано исключительно с ограничением на распространение персональных данных без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

В целях обеспечения конфиденциальности персональных данных операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна быть разработана действенная система мер по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее. Реализация последних зависит от используемых оператором средств организационной, технической, программной, криптографической, правовой и иной защиты.

Меры по охране конфиденциальности персональных данных, принимаемые оператором, должны включать в себя:

1) определение перечня персональных данных, переданных оператору для обработки и включенных в число сведений конфиденциального характера. Сделанная оговорка неслучайна. В литературе неоднократно подчеркивается, что установленная Указом Президента РФ от 6 марта 1997г.

N 188 “Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера” структура конфиденциальной информации носит обобщенный характер и не отвечает требованиям, предъявляемым действительностью.

Подчеркивается, что фактически далеко не все персональные данные являются конфиденциальными, в частности, многочисленные энциклопедии персоналий, профессиональные персональные справочники, адресные книги и т.п.обнародуются по согласию субъекта. Кроме того, персональные данные могут охраняться и охраняются в настоящее время различными режимами ограниченного доступа (см.

 Закон РФ “О государственной тайне”, ФЗ “О коммерческой тайне” и др.). Например, в режиме государственной тайны охраняются персональные данные ряда лиц, имеющих доступ к государственным секретам. В режиме коммерческой тайны могут охраняться персональные данные авторов ноу-хау, используемых в производстве.

В режиме профессиональной тайны охраняется информация персонального характера, характеризующая пользователей предоставляемых услуг (врачебная тайна, нотариальная, адвокатская, банковская, тайна усыновления и т.п.). В режиме личной тайны -сведения об особенностях личности, ее пристрастиях, привычках, интересах. В режиме семейной тайны — сведения о взаимоотношениях членов семьи, в том числе родственных[15];

2) ограничение доступа к персональным данным путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к обрабатываемым персональным данным, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию персональных данных работниками оператора на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров.

Наряду с указанными мерами оператор персональных данных вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству РФ меры.

Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Контроль осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ[16].

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными,

если:

1) исключается доступ к обрабатываемым персональным данным любых лиц без согласия их обладателя;

2) обеспечивается возможность использования обрабатываемых персональных данных работниками оператора и передачи ее контрагентам без нарушения установленного режима защиты.

Установление пределов объема усилий оператора, требующихся для сохранения конфиденциальности персональных данных, с одной стороны, призвано мотивировать оператора персональных данных предпринимать меры к их охране, не полагаясь на то, что его интересы в случае незаконного приобретения сведений, входящих в состав персональных данных, третьим лицом будут автоматически считаться нарушенными, а с другой — служить гарантией того, что субъект персональных данных не будет принужден к принятию всего спектра мер к охране собственных интересов[17].

Режим конфиденциальности персональных данных не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Законодатель предусматривает возможность установления режима, открытости персональных данных, делая исключения из условия о конфиденциальности для общедоступных массивов сведений и обезличенных персональных данных.

Неразрывная связь персональных данных с личностью их субъекта и возможность идентификации последнего требует повышенной защищенности в процессе их обработки.

В случаях если из них могут быть исключены сведения-идентификаторы, режим конфиденциальности, устанавливаемый для персональных данных, снимается.

Законодатель допускает использование обезличенных персональных данных без согласия их субъекта в целях проведения статистических, социологических, исторических, медицинских и других научных и практических исследований.

При этом остается нераскрытой процедура обезличивания персональных данных, соответствие ее определенному этапу их обработки, степень обезличивания.

Предположительно процедура обезличивания предполагает полное исключение из состава персональных данных, позволяющих определить биографические сведения их обладателя и тем самым его идентифицировать. К такого рода информации могут быть отнесены: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, иные идентифицирующие лицо сведения. В целях обезличивания персональных данных допускается процедура замены сведений, при условии что тем самым не нарушаются права иных лиц и не создается угроза их безопасности.

Настоящим Законом предусмотрено исключение из режима конфиденциальности для общедоступных массивов персональных данных (справочники, телефонные книги, адресные книги, массивы персональных данных руководителей фирм и т.п.), которые создаются в целях информационного обеспечения общества.

При этом регулируется содержание и порядок формирования таких массивов, права субъектов персональных данных, сведения о которых включены в подобный массив.

Эти положения закона призваны препятствовать созданию и неконтролируемому распространению справочников типа упомянутых выше баз данных на Ой (йУй) и многочисленных справочников “Кто есть кто…”, содержащих подчас информацию, не санкционированную и не проверенную субъектом персональных данных.

Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19

Источник: https://bzbook.ru/Kommentarij-k-Federaljnomu-zakonu-ot-27-iyulya-2006g-N-152-FZ-O-personaljnykh-dannykh.11.html

Изменение закона о персональных данных: штрафы по 152-ФЗ в 2020 только вырастут. Как не стать клиентом Роскомнадзора? — Право на vc.ru

Статья 7 о персональных данных

Какие сведения относятся к персональным?

Персональные данные (ПД или ПДн) — любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД). К ней относятся:

  • серия и номер паспорта;
  • дата и место рождения;
  • адрес постоянной регистрации и проживания субъекта;
  • другие идентификаторы, позволяющие определить лицо.

Главной целью закона 152-ФЗ “О персональных данных” является гарантирование защиты прав и свобод человека и гражданина при использовании его персональных данных, обязательно на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Характеристика закона “О персональных данных”

Защита персональных данных в 2020 году​

Основным направлением действия 152-ФЗ является активная защита личной информации субъекта от неразрешенного доступа к ней и предотвращение незаконного хранения и последующей обработки. Реализация закона пытается решить главную проблему современности — это использование личных данных человека незаконным путем.

Персональные сведения, которые мы указали выше, относятся к индивидуальной информации.

Частично ответственность за их распространение можно возложить и на самого владельца таковых, поскольку нередко человек дает согласие на обработку непроверенным операторам либо не обращает внимание, на что дает согласие или подписывает неизученный документ. Однако даже на первый взгляд внушающие доверие организации и их сотрудники допускают промахи.

Объявление на vc.ru Отключить рекламу

Для того чтобы сохранить эту информацию персональной (ПЕРСОНА́ЛЬНЫЙ — касающийся только данного или одного лица), органы власти принимают различные меры, в рамках которых операторы по обработке ПДн, получившие данные от физического лица, должны нести ответственность за их полную сохранность. Другими словами, 152-ФЗ был принят с целью недопущения распространения персональных данных граждан без их согласия на это. Именно поэтому главным его правилом остаётся понятие о том, что оператор — это то лицо, которое отвечает за всю конфиденциальность полученной информации.

Что изменилось в 152-ФЗ в 2019 году? (актуально на 2020)

В январе 2019 года вступили в силу поправки к закону “О персональных данных” от 27.07.2006 N 152-ФЗ, о чем команда “ПД-Мастер” говорила в прошлом году. Последняя редакция содержит список нарушений, за которые оператор по обработке персональных данных привлекается Роскомнадзором к ответственности. Выглядит он следующим образом:

  • обработка данных физического лица осуществляется не в соответствии с главными целями;
  • при обработке личных данных отсутствует согласие на ее проведение;
  • ненадлежащее информирование человека о полной политике получения и обработки личной информации или полное отсутствие информирования;
  • персональные данные субъекта были получены оператором по обработке ПДн незаконным путем;
  • личные данные удаляются или уничтожаются;
  • обезличивание персональных данных осуществляется ненадлежащим образом.

Согласно ст. 137 УК РФ, при допущении хотя бы одного из перечисленных нарушений организация, являющаяся оператором по обработке ПД, подлежит административному или уголовному наказанию.

Проверка в отношении организации осуществляется представителями Роскомнадзора по инициативе гражданина, который обнаружил нарушения со стороны такой организации в части обработки его ПДн и оформил жалобу в соответствующем порядке.

В июле 2019 года генетический материал человека был приравнен к персональным данным. Это расширило понятие “персональные данные” и снизило шансы злоумышленников на незаконное использование неучтенных личных сведений о человеке.

2020 год и изменения, которые он привнес в ФЗ-152

2 декабря 2019 года был подписан 405-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Некоторые из озвученных изменений касаются и ФЗ-152.

Конечно же, основные корректировки связаны с ответственностью.

В случае, если оператор ПДн не выполняет при сборе информации, в том числе через сеть «Интернет», обязанность по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных сведений граждан нашей страны с использованием баз данных на территории РФ, ему грозят следующие административные штрафы:

  • гражданину — от 30 до 50 тыс рублей;
  • должностному лицу — от 100 до 200 тыс рублей;
  • юридическому лицу — от 1 до 6 млн рублей.

За повторное нарушение следует их очевидное повышение:

  • гражданин заплатит от 50 000 ₽ до 100 000 ₽;
  • должностному лицу грозит 500 000 ₽ — 800 000 ₽;
  • юридическое лицо в качестве штрафа может заплатить от 6 000 000 ₽ до 18 000 000 ₽.

В 2020 году увеличены штрафы за некорректную обработку персональных данных​

Еще одно введенное изменение стоит знать индивидуальным предпринимателям. С даты вступления в силу 405-ФЗ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, приравниваются к юридическим. Соответственно, будут нести ответственность как более крупные организации.

В пояснительной записке к закону говорится, что введение изменений направлено на повышение ответственности к процессу сбора, хранения и обработки персональных данных в организации своих сотрудников, клиентов, контрагентов и прочих участников ее деятельности. Также корректировки направлены на стимулирование поддержания организационно-распорядительной документации и прочих документов по персональным данным в актуальном состоянии.

Внесение поправок в действующих закон еще раз напоминает о необходимости локализации хранилищ ПДн граждан РФ на ее территории.

Шокирующие размеры штрафов заставят задуматься о правильности работы процесса сбора, хранения и обработки ПД в организации, говорят разработчики.

Опыт некоторых стран — Турции и Германии — подтверждает эффективность введения подобных жестких мер в отношении бизнеса в России. С другой стороны, что с ним будет, если нормы закона соблюсти не получится, а многомиллионные штрафы лишат его “право на жизнь”.

На сегодняшний день правоприменительной практики пока нет. Лишь время покажет, насколько адекватными и рабочими окажутся внесенные поправки.

Вместе с этим, не стоит забывать, что проверка может нагрянуть и в Вашу организацию.

Чтобы быть к ней готовым, Вы можете узнать о предстоящей встречи с Роскомнадзором, заполнив форму на нашем сайте: https://pdmaster.ru/services/audit-personalnyh-dannyh-2/

Источник: https://vc.ru/legal/104965-izmenenie-zakona-o-personalnyh-dannyh-shtrafy-po-152-fz-v-2020-tolko-vyrastut-kak-ne-stat-klientom-roskomnadzora

Разглашение персональных данных: закон и ответственность, запрет на распространение и сбор без согласия

Статья 7 о персональных данных

Защита конфиденциальности информации является обязанностью государства. Именно поэтому принимаются правовые нормы в сфере неразглашения третьим лицам личной информации. Наказание в данной ситуации может быть в виде штрафов и иного рода лишений. Разберёмся подробнее с этим вопросом.

Что такое персональные данные и конфиденциальность

Для того чтобы разобраться с этими понятиями, необходимо обратиться к федеральному закону РФ «О персональных данных». Так, под персональными понимается данныме любого рода, относящаяся к личным сведениям о том или ином гражданине.

Статья 7 вышеупомянутого ФЗ раскрывает понятие конфиденциальности персональных данных. Под ней понимается такая защита личных сведений о человеке, при которой лица, получившие к ним доступ, не имеют право разглашать их кому-либо без согласия правообладателя.

Особое внимание стоит уделить самому федеральному закону. Он был принят 27.07.2006 года. Состоит нормативный правовой акт из преамбулы, глав и статей. Всего в законе 6 глав, последняя из которых посвящена заключительным и переходным положениям.

Какие персональные данные нельзя разглашать

Необходимо определить, распространение и раскрытие каких данных находится под запретом. К персональным данным гражданина можно отнести:

  1. Фамилия.
  2. Дата рождения.
  3. Отчество.
  4. Имя.
  5. Семейное положение.
  6. Имущественное положение.
  7. Паспортные данные.
  8. Доходы.
  9. Статус работника или безработного и др.

Именно эти сведения разглашению не подлежат. Единственным исключением, когда данные могут использоваться и обрабатываться, является согласие самого их правообладателя. Как правило, такое согласие оформляется в форме письменного документа, в котором излагается запрос от организации на право обрабатывать подобного рода информацию.

За разглашение персональных данных сторонним лицам предусмотрена ответственность в рамках российского законодательства.

Установит, какие сведения можно отнести к персональным и получить ответы на другие важнейшие вопросы в этой сфере можно обратившись к ФЗ «О защите персональных данных». Более конкретно об этом мы пишем ниже.

Субъективные признаки разглашения

Согласно нормам действующего федерального законодательства, разглашением могут считаться следующие действия правонарушителя: разглашение той или иной информации хотя бы одному лицу; опубликование ее в интернете или в средствах массовой информации; опубликование данных в газете; передача их другим лицам для последующего использования и др.

Нужно учитывать, что ответственность может наступить не только за разглашение, но и за другие незаконные действия с личной информацией. Сюда относится и ее сбор.

Под сбором понимается получение личных данных гражданина без его согласия и без подписания им соответствующим образом.

Незаконно собранная и в последующем использованная информация порождает более тяжкую ответственность, вплоть до привлечения по уголовной статье.

Специфическими персональными сведениями являются тайны. Сюда относится, например, тайна усыновления. Такие личные данные гражданина распространению не подлежат.

В том случае, если такая информация кому-либо стала известна без согласия усыновителя, правонарушители могут быть привлечены к ответственности по уголовной статье.

Куда жаловаться на нарушение закона о персональных данных

Нарушение закона о персональных данных грозит ответственностью как по КОАП РФ (административная), так и по УК Ф (уголовная). Разглашение и использование данных без согласия гражданина должно быть вовремя пресечено. Для этого нужно определить, куда обращаться за защитой?

Первой инстанцией является полиция. Именно туда можно обратиться и сообщить о том, что данные незаконным образом используются и обрабатываются. Сотрудники полиции имеют право в рамках административного законодательства привлечь гражданина к ответственности.

Еще одной инстанцией является суд. В рамках судебного заседания можно не только привлечь нарушителей к уголовной ответственности, но и взыскать моральный и материальный вред, возникший вследствие разглашения.

Материалы в суд могут поступить после производства предварительного следствия от уполномоченных должностных лиц государственных органов. Гражданин и сам может стать инициатором судебного разбирательства. Для этого ему необходимо оформить исковое заявление и подать его по месту жительства ответчика.

Какую закон регламентирует ответственность за распространение персональных данных

Незаконное распространение персональных данных уже рассматривалось выше. Предусмотрено два вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная.

Что касается распространения по административному законодательству, то в данной ситуации предусмотрена более мягкая ответственность в виде штрафа или же предупреждения. Уголовная ответственность предполагает наложение более строгих санкций и ограничений.

Помимо административного и уголовного взыскания законом предусмотрена дисциплинарная и гражданская ответственность. Дисциплинарная, в большинстве своем, влечет за собой возникновение таких негативных последствий, как увольнение.

Гражданская ответственность предполагает взыскание и возмещение причинённых убытков. Допускается также и возмещение причиненного морального вреда.

Административная ответственность за обработку персональных данных без согласия, штрафы

Это правонарушение влечет за собой административную ответственность. Это статья 13.11 КОАП РФ. В зависимости от того, кто именно является нарушителем, предусмотрен и различный размер штрафных санкций.

Если закон нарушил гражданин, то он обязан уплатить штраф в казну государства в размере до трех тысяч рублей.
Если это юридические лица – до пятидесяти тысяч рублей.


В случае, если нарушение закона исходило от должностного лица, то возникает обязательство уплаты штрафа в размере до десяти тысяч рублей.

Юридическим же лицам за нарушение закона о неразглашении придется уплатить до семидесяти пяти тысяч рублей.

Конкретного термина «распространение» в кодексе об административных правонарушениях нет, однако есть термины и понятия, косвенно затрагивающие незаконное распространение.

Непосредственное распространение личной информации раскрывается в рамках уголовного законодательства, о чем будет сказано ниже.

Уголовная ответственность за нарушение закона о персональных данных

Одной из основных статей, осуществляющих защиту персональных данных, является статья 137 УК РФ.
Она предусматривает ответственность (наказание) за нарушение неприкосновенности частной (личной) жизни, куда и входит незаконное собирание и распространение частных сведений.

Здесь может применяться ответственность в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей, а также иные меры ответственности, в том числе и исправительные, принудительные работы, арест или лишение свободы.

Еще одной статьей, защищающей персональные, частные сведения, является статья 140 УК.

Она регулирует правоотношения в сфере отказа в предоставлении уже собранных частных данных лица, когда такое предоставление обязательно в соответствие с законодательством.

Здесь субъектом ответственности является должностное лицо. На него может быть возложен штраф в размере до двухсот тысяч рублей.

Таким образом, нельзя собирать и обрабатывать персональные данные гражданина без его согласия. Получение и передача таких сведений должна происходить в рамках законодательства РФ о защите персональных данных. Для правонарушителей незаконные действия грозят как административной, так и уголовной ответственностью.

Источник: https://rusfz.ru/razglashenie-personalnyh-dannyh-zakon-i-otvetstvennost-zapret-na-rasprostranenie-i-sbor-bez-soglasiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.