Статья 5 обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5 обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

4.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

5.

В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6.

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Источник: https://ppt.ru/docs/fz/307-fz-36140/st-5

Обязательный аудит 2020: вся основная информация в одной статье | «Правовест Аудит»

Статья 5 обязательный аудит

Обязательный аудит — это обязательная независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, цель которой — подтвердить правильность ведения учета и достоверность его бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основным документом, регламентирующим критерии обязательного аудита, является Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который обязует ежегодно подтверждать бухгалтерскую отчетность следующие организации:

  • акционерные общества. Все виды, включая АО и ПАО;
  • любые организации с выручкой более 400 млн руб. и балансовыми активами более 60 млн руб. за год, предшествующий отчетному, включая ООО и малые предприятия;
  • организации, публично размещающие ценные бумаги;
  • банки и страховые компании, МФО, негосударственные пенсионные и инвестиционные фондов, политические партии, организаторов торгов и др.

По итогам обязательного аудита организация получает аудиторское заключение, которое представляется вместе с годовой отчетностью в ФНС (новые требования к отчетности за 2019 год). Аудиторское заключение может быть выдано только аудиторской организацией — членом СРО (членом Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), осуществляющей деятельность в соответствии с Международными стандартами аудита.

Пожалуй, самое ожидаемое изменение в области обязательного аудита в этом году — это законопроект, внесенный в Государственную думу РФ, № 975888-7 с поправками об аудиторской деятельности. Его принятие означает, что порог вхождения в зону обязательного аудита по выручке поднимется для организаций с 400 млн до 800 млн рублей и с 60 млн до 400 млн рублей по сумме активов.

Напомним, что к малому бизнесу относятся субъекты, чья выручка не превышает 800 млн рублей в год, а средняя численность работников не превышает 100 человек. Таким образом, из критериев обязательно аудита выпадет один из сегментов малого бизнеса.

Другой вопрос, стоит ли поддаваться отсутствию обязаловки и отказываться от аудита в принципе, тогда как процедура весьма оздоравливает бизнес вне зависимости от его размеров и помогает избежать налоговых рисков.

Этим летом президент подписал антикризисный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ, который, ко всему прочему, коснулся и аудита некоммерческих организаций (НКО). В 2020 году решение об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора (для НКО, подлежащих обязательному аудиту) может быть принято в ходе заочного ания.

Также до 1 января 2021 года приостановлено действие п. 3 ч. 1 закона 5 «Об аудиторской деятельности» для социально ориентированных некоммерческих организаций. Этот пункт обязывал проводить аудит годовой отчетности любые фонды, за исключением международных.

Теперь благотворительные фонды могут не проводить обязательный аудит и, скорее всего, это правило останется в действии и в дальнейшем.

Единственное, если фонд начал обязательную аудиторскую проверку (заключил договор с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором) до 1 мая 2020 года, то закончить ее и представить аудиторское заключение все-таки придется согласно информационному сообщению от 09.06.2020 № ИС-аудит-33.

Правило, конечно, не новое, но стоит помнить, что в случае включения ценных бумаг организации в котировочный список и участия в организованных торгах, проведения обязательного аудита не избежать.

Для участия в торгах компания-эмитент должна предоставить организатору торгов заявку, раскрывающую о себе информацию, включая заключение аудиторов. Подробно регламент допуска ценных бумаг к публичному размещению и прочим операциям описан в с. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.

1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Кажется, что ответ на этот вопрос прост: в соответствии с законом проводить обязательный аудит организациям, подлежащим обязательному аудиту, нужно ежегодно, поэтому достаточно выбрать аудиторскую компанию и провести финансовую (бухгалтерскую) проверку единожды, получить-сдать заключение и забыть до следующего отчетного года.

Действительно, аудиторские компании «собаку съели» на данной услуге, проводится она с помощью отработанных процедур, заканчивается, как правило, выданным заключением. Такой скорее формальный подход, безусловно, имеет место быть.

Однако он не дает того, на что аудит должен быть ориентирован в современных реалиях: помогать бизнесу не просто отчитываться, а функционировать четко и эффективно, извлекая коммерческую выгоду из всего.

Сегодня предприниматель, ориентированный на эффективность бизнеса, не использует формальный «единоразовый» подход к обязательному аудиту, он использует качественный и глубокий формат системного комплексного аудита отчетности.

Такая аудиторская проверка проходит в течение всего года, позволяя команде экспертов, аудиторов и налоговых юристов досконально ознакомиться с деятельностью организации, проверить слабые места и, главное, выявить и устранить ошибки в бухгалтерском учете и налогах сразу, не допустив возможные риски для бизнеса.

Основные особенности и преимущества системного комплексного аудита:

  • Позволяет аудиторам незаметно интегрироваться в работу, не отвлекает сотрудников компании, помогает наладить удобную схему работы.
  • Дает возможность быть на связи с экспертами всегда: получать грамотные и своевременные консультации по бухгалтерскому учету и налогам, отслеживать тренды законодательства и использовать их в свою пользу, структурировать оптимизируя. Тем самым позволяет часто находить выгодные для бизнеса решения.
  • Проводится лучшими аудиторами и экспертами. Важную роль в аудите играет профессионализм аудиторов. Сильнейшие из них расписаны на год вперед, поэтому воспользоваться их услугами тем сложней, чем ближе дата сдачи отчетности.
  • Находит скрытые, в том числе финансовые, резервы. Позволяет бизнесу получить новые возможности для развития.
  • Подразумевает, что аудиторская компания разделяет риски, гарантирует поддержку в случае претензий ФНС и страхует от финансовых потерь в случае, если пропущенные ошибки привели к штрафам.

Стоимость системного комплексного аудита с лихвой компенсируется пониманием того, что в финансово-хозяйственной деятельности компании все в порядке, бухгалтерия работает в максимально качественном режиме, предупреждая риски финансовых потерь. Это особенно важно для собственника бизнеса.

Подробнее о системном комплексном обязательном аудите

Стандартно обязательный аудит состоит из четырех этапов: подготовка, проведение, оформление заключения и, собственно, его передача.

Детали каждого этапа зависят от специфики организации, сферы ее деятельности и других индивидуальных характеристик.

При проведении обязательного аудита используется 48 международных стандартов в соответствии с Приказом Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».

Выданное в результате обязательного аудита заключение представляется в ФНС РФ вместе с годовой финансовой отчетностью в электронном виде в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ. Аудиторское заключение за 2020 год должно быть представлено не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой его выдачи, до 31 декабря 2021 года включительно.

Приказы ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ устанавливают условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения.

Сегодня обязательный аудит — сложный, требующий серьезной квалификации, опыта и внимания процесс, способный при правильном системном и комплексном подходе систематизировать и значительно улучшить работу бухгалтерии организации.

Те компании, которые, согласно списку ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязаны предоставлять аудиторское заключение, несут административную ответственность за его непредставление или нарушение сроков подачи в виде небольших штрафов от 3000 до 5000 руб. для организаций и от 300 до 500 руб. для должностных лиц.

При установлении в результате проверки контрольными органами случая непроведения обязательного аудита составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ).

За отсутствие обязательного аудиторского заключения руководителю придется заплатить от 5000 до 10 000 руб., повторно нарушив закон — от 10 000 до 20 000 руб.

, либо получить предписание от 1 года до 2 лет дисквалификации.

Также необходимо принимать во внимание специальный регламент представления аудиторского заключения для акционерных обществ. В п. 3 ст.

 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» говорится: «К сведениям, подлежащим предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии общества по результатам проверки такой отчетности». В этом случае отсутствие заключения рассматривается как правонарушение и в соответствии с ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ предполагает штрафные санкции в размере от 2000 до 4000 руб. для граждан, от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц и от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему мы писали ранее (в материале также представлены реальные кейсы).

Собственникам любых компаний необходимо отчетливо понимать, что ошибки в учете и налогах могут иметь серьезные последствия. Так почему бы не использовать аудит во благо и не сделать свой бизнес защищенным, стабильным и прибыльным?
Защитите себя и свою компанию уже сейчас Мы рекомендуем начинать первый этап аудита уже сейчас — это позволит в спокойном режиме навести порядок в отчетности и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.Получить аудиторское заключение

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/obyazatelnaya-auditorskaya-proverka-2020/

Что нужно знать об обязательном аудите за 2020 год. Изменениям быть, но критерии аудита прежние — Финансы на vc.ru

Статья 5 обязательный аудит

Последняя новость о повторном вынесении Минюстом на общественное обсуждение проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где про обязательный аудит говорится в части повышения штрафов, добавила поводов для волнения многим предпринимателям: ответить рублем придется не только за непредоставление обязательной для аудита отчетности и аудиторского заключения, но и за несоблюдение установленных сроков, и штрафы все-таки планируют повышать.

Расскажем, в каких случаях необходимо провести обязательный аудит, как это эффективно сделать, чтобы получить не только аудиторское заключение, но и страховку от налоговых претензий и предотвратить возможные штрафы.

1. Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, подтверждающая ее достоверность; обязанность его проводить есть у тех, у кого:

1.1. Выручка > 400 млн руб. или валюта баланса > 60 млн руб. за предыдущий год.

1.2. Форма собственности: АО, банк, страховая компания, ОЗХС.

1.3. Консолидированная отчетность и иные особенности, соответствующие другим требованиям законов 307-ФЗ, 208-ФЗ

2. Доверить аудит лучше аудиторской компании, состоящей в действующем СРО и прошедшей внешний контроль качества своей деятельности, или частному аттестованному аудитору (тут высокие риски и есть запреты, например, если ваша организация является государственной корпорацией, негосударственным пенсионным фондом, кредитной, страховой организацией и т.д.).

3. С 1 января 2017 года деятельность аудиторов диктуют и Международные стандарты аудита (МСА).

Список организаций для проведения обязательного аудита довольно большой, часто меняется и всегда в доступе на сайте Минфина РФ. Перечислим лишь критерии обязательного аудита:

  • акционерные общества;
  • все виды пенсионных фондов;
  • государственные компании;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • кредитные организации;
  • политические партии и многие другие.

Подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО, например, если ценные бумаги организации участвуют в торгах, или объем выручки составляет от 400 млн руб. в год и сумма активов баланса на конец года более 60 млн. руб. Или если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.

Для сравнения критериев в целях обязательного аудита за 2020 год берется выручка за 2019 год и стоимость активов на 31 декабря 2019, а для обязательного аудита за 2019 год необходимы данные по итогам 2018 года.

Объявление на vc.ru Отключить рекламу

Обязательный аудит — мероприятие обязательное и ежегодное.

Есть два способа его провести: один раз в год или же поэтапно в течение всего года, то есть делать так называемый системный комплексный обязательный аудит.

С первым вариантом все понятно: надо, позвали аудиторов и получили заключение — слишком формально. Второй — рассмотрим подробнее, так как считаем его максимально правильным и полезным для бизнеса.

Преимущества системного комплексного обязательного аудита:

  • Процедура аудита — кропотливый, требующий особого внимания и организации процесс. Проведенный в ограниченном временном промежутке аудит всегда менее точный, отвлекает сотрудников от работы и не приносит дополнительной пользы.

    Тогда как системный аудит и помощь аудиторов в исправлении текущей ситуации с учетом и налогами дают возможность работать спокойно и эффективно.

  • Системный подход выявляет неточности и ошибки не только бухучета, но и налогообложения в моменте. Поэтому они сразу исправляются, а вместе с ошибками уходят и возможные риски.

    Появляются существенные новые возможности оптимизации — использования законных финансовых и налоговых резервов (новые правила применения ПБУ 18/02 в 2020 году и других положений по бухучету и налогу на прибыль).

  • В результате единовременного аудита компания имеет аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.

    Результат системного комплексного обязательного аудита — постоянная поддержка профессионалов в течение всего года: аудиторов и налоговых юристов, то есть возможность не только что-то исправить, но и предвосхитить, зачастую пойти более выгодным для бизнеса путем, раскрыв и высвободив дополнительные денежные средства за счет открытия финансовых резервов.

  • Некоторые активные аудиторские организации в Москве предоставляют летом своим клиентам полезные бонусы и подарки! Например, группа компаний «Правовест Аудит» (16 место в рейтинге RAEX) дарит клиентам:актуализацию Учетной политики на 2020 год «под ключ» при заключении договора на аудит летом — узнать цену за 1 мин >>; видеокурс «Изменения ПБУ 18/02 „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“: применяем на практике» — в подарок всем, кто заполнит Анкету на аудит.
  • Наконец, системный комплексный обязательный аудит — возможность для компании получить реальную защиту от налоговых претензий по этому периоду в течение последующих трех лет и денежную страховку, которая покроет в случае маловероятных налоговых доначислений недоимки, штрафы и пени.

Подробнее о системном комплексном обязательном аудите

«Основные цели независимого аудитора и проведения аудита в соответствии с международными стандартами аудита — повысить степень уверенности предполагаемых пользователей в финансовой отчетности».

ТОП 5 выгод антикризисного аудита

Качество аудита сильно зависит от профессионализма и опыта аудиторов. Время лучших из них забронировано на год вперед. Чем ближе финальная дата сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем ниже возможность воспользоваться именно их услугами. И снова выручает системный комплексный обязательный аудит, когда профессионалы определены заранее и сопровождают вас в течение года.

Описывать регламенты не будем: законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, часто уточняется.

Скажем лишь, что на сегодняшний день при проведении обязательного аудита аудиторы руководствуются 48 стандартами (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

В свою очередь, МСА влияют на работу с документацией, усложняя аудит и требуя высокой квалификации специалистов и одновременно систематизируя, делая более полезным для бизнеса.

Нужно знать, что за 2019 год аудиторское заключение подается в налоговые органы в электронном виде вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью (ст. 18 № 402-ФЗ) или не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, до 31 декабря 2020 года включительно, а за 2020 год — не позднее 31 декабря 2021 года соответственно.

Источник: https://vc.ru/finance/134818-chto-nuzhno-znat-ob-obyazatelnom-audite-za-2020-god-izmeneniyam-byt-no-kriterii-audita-prezhnie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.